En Ar

Забытая исламская история Гуджарата

03 мая 2019

Ислам в Индии часто преподносится нам как побочный продукт существования персидской империи моголов в XVI веке. Но если вы более пристально посмотрите на Тадж-Махал и пятничную мечеть Агры и Дели, то с лёгкостью обнаружите, что именно здесь корни ислама наиболее глубоки по сравнению с другими частями страны.

 

Утверждение, что Империя Моголов ответственна за распространение Ислама на этом субконтиненте, как правило, принадлежит крайне правым националистам и подкрепляет идею о том, что ислам для Южной Азии – явление новое и распространялось строго с севера на юг. Но есть свидетельства, которые подтверждают мысль о том, что ислам впервые достиг берегов Гуджарати-Конкан и Малабар практически тысячу лет назад, в VII веке. Этому способствовали торговые пути, проходящие через Индийский океан, по которому велась торговля с восточноафриканскими и арабскими купцами.
Считается, что одна из старейших мечетей в мире, мечеть Шерман Джума, была построена в Керале, на самом юге страны, в 629 году. Спустя всего несколько лет в Тамил Наду была возведена мечеть Палайя Джумма Палли. Ибн Баттута, который путешествовал по всему исламскому миру, занимал должность кади (религиозного судьи) в султанате Дели в XIV веке.
Сегодня мы хотим обратить ваше внимание на ту часть Индии, которая почему-то очень часто выпадает из поля зрения, когда речь идёт об индийском исламе – о Гуджарате.

 

Введение в историю

 

Гуджарат является самым западным штатом Индии. Благодаря многовековой миграции, этот регион превратился в своеобразный космополитический плавильный котёл. Религиозное, этническое и языковое многообразие нашло отражение не только в гуджаратской архитектуре, но и в государственном языке, который представляет собой смесь персидского, арабского, суахили и санскрита. Местные жители, которые приобрели известность по всему миру в качестве влиятельных предпринимателей, были главными торговцами в бассейне Индийского океана задолго до появления Ост-Индской компании. Историки также говорят о том, что гуджаратские купцы не хотели, чтобы сторонние люди обладали доступом к их эксклюзивному языку торговли.

 

Йеменские кораблестроители, зороастриские парсы, бежавшие из Ирана в VIII веке от религиозных преследований, исмаилитские шииты – это лишь малая часть тех групп, которые обрели Родину в Гуджарате и оказали на эту местность немало влияние, в том числе и в сфере культуры. В X веке Ибн Хавкад, мусульманский арабский географ и летописец, описал в своих трудах мечети, которые он посетил, в четырёх городах Гуджарата: Камбей, Кутч, Саймур и Патан.

 

Напряжённость

 

В течение десятилетий с момента разделения, а также и в последние годы в Гуджарате периодически возникают межобщинные столкновения, выливающиеся в акты насилия. С 1950 года более 10 000 человек было убито в результате насильственных действий со стороны мусульман-индусов. Такие печально известные по всему миру события, как беспорядки в Бомбее (1992 год) и Гуджарате (2002 год), до сих пор не изгладились из памяти местных жителей. Причиной беспорядков часто называют наличие множества общин, которые проживают в непосредственной близости друг от друга. Однако такое утрирование выталкивает из поля зрения роль колониализма в подстрекательстве населения к насилию, демонстративно подчёркивая религиозные различия между определёнными гражданскими группами.

 

Это колониальное наследие наряду с усилением «шафронизации» индийского правительства и ростом мобилизации индуистов, привело к тому, что сегодня группы мусульманских меньшинств подвергаются последовательным нападкам как «посторонние» или «захватчики». Идеология «индуистской раштры (нации)», которая легла в основу этих нападок, пытается нивелировать многовековое существование и бесценный вклад мусульман в Гуджарате и на территории индийского субконтинента в целом.

 

Хотя нет абсолютно никаких сомнений в том, что этот вклад можно увидеть невооружённым взглядом во всех сферах жизнедеятельности индуистского общества (к примеру, знаете ли вы о том, что бирьяни не является индусом по происхождению, но был завезён туда из Ирана?), в этом материале мы сосредоточились на архитектуре, поскольку в последнее время можно наблюдать попытки политизации памятников истории.

 

Археологический парк Шампанер-Павагадх

 

В 47 километрах от города Барода, штат Гуджарат, расположен археологический парк Шампанер-Павагадх, объект всемирного наследия ЮНЕСКО. Самые древние части этого парка датируются VIII веком. Шампанер – это исторический город, построенный в XVI веке в самом центре места, возведённого султаном Махмудом Бегадой. Форты, расположенные на холмах Павагадх, окружают город, который когда-то был столицей Гуджарата вплоть до переноса её в Ахмедабад. Здесь путешественник и простой путник может встретить дворцы, которые заставят его плутать, прекрасные и величественные мечети, мандиры и многое другое. Этот археологический парк является единственным завершённым и неизменным исламским городом до вторжения сюда Империи Моголов.

 

Забытая исламская история Гуджарата

 

Это слияние исламской и индуистской архитектуры являет собой демонстрацию исторического контекста до имперского правления: культуры, которые определялись непосредственно регионами и были включены в качестве важных аспектов во все религии.

 

Забытая исламская история Гуджарата

 

Сегодня этот парк – место паломничества для представителей всех религий, что служит наглядным примером размытия религиозных различий, что было характерно для доколониального прошлого Индии.

 

Хазира Макбара

 

Вдали от суеты Пурана Шехр (или старого города) расположен Хазира Макара. Такое соседство является наглядным примером того, насколько часто из поля зрения туристов и местных городских властей выпадают исламские старинные памятники, зачастую полностью игнорируясь.

 

Забытая исламская история Гуджарата

 

Памятник исламской культуры был построен в 1586 году и представляет собой могилу Кутубуддина Мухаммеда Хана, бывшего наставником сына и преемника Акбара Джихангира. Несмотря на значимость мавзолея, принадлежащего одному из самых именитых правителей Империи Моголов, в Индии этот исторический памятник мало известен, зачастую даже не упоминается в туристических путеводителях.

 

Лакшми Вийлас

 

Лакшми Вийлас представляет собой бывший дворец геквадов. Эта индуистская династия правила княжеским государством Барода, начиная с XVIII века вплоть до 1945 года. В годы правления Саяджирао Геквада III (1875-1939) Барода считался одним из наиболее социально прогрессивных штатов Индии.

 

Построенная в 1890 году, Лакшми Вийлас воплощает в себе всю элегантность, которую демонстрирует индо-сарацинский стиль, разработанный колониальными архитекторами, чтобы соединить в единое целое отдельные элементы индо-исламского и традиционного индийского архитектурных стилей. При этом можно заметить, что детали убранства дворца остались нетронутыми: замысловатые цветочные узоры на арочных оконных рамах, сверкающая золотом мозаика, потрясающие по своему великолепию и красоте залы Дарбар и Хати – это лишь малая часть того, на что стоит обратить внимание, оказавшись в этом дворце. В концепцию постройки также вошли сады, которые спроектировал Уильям Голдринг, и миниатюрный поезд, окружающий манговый сад.

 

Забытая исламская история Гуджарата

 

Вообще дворец Лакшми Вийлас – это важный элемент индийской элитарной культуры в контексте колониального прошлого, который также демонстрирует нам обилие исламских элементов, что является ярким доказательством существования ислама в Гуджарате задолго до появления моголов.

 

Забытая исламская история Гуджарата

 

Три различных места, разные эпохи, каждая из которых по-своему позволяет проследить присутствие ислама в Гуджарате. Ошибочное приписывание распространение ислама Империи Моголов и существенное ограничение вклада этой религии в развитие культуры Индии нетрудно опровергнуть, что и должно быть сделано, когда происходит политизирование исторических памятников и уменьшение роли исламского меньшинства. Наличие в Гуджарате таких мест, как Шампанер-Павагадх, является наглядным доказательством того, что в Индии ислам появился задолго до моголов, а необыкновенная архитектура Лакшми Вийлас представляет собой яркий пример влияния исламской культуры на постройки в Индии.

 

Перевод Ильмиры Гафиятуллиной

Оригинал статьи