En Ar

Аль-Афгани и Катков в авангарде российско-исламской дружбы

28 ноября

Группа стратегического видения – значимый фактор в развитии конструктивного и взаимовыгодного диалога между Россией и исламским миром, уходящего корнями в глубь веков. Еще в русских летописях, повествующих о событиях тысячелетней давности, фиксируется уважительное отношение к мусульманам. Новый виток в отношениях двух цивилизаций пришелся на рубеж XIX и XX веков, когда мир застыл на пороге революционных перемен. Одним из знаковых событий того времени стал визит в Россию Джамаля ад-Дин аль-Афгани – выдающегося деятеля ан-Нахда (периода пробуждения исламской общественно-политической мысли). Он прибыл по приглашению известного русского публициста Михаила Никифоровича Каткова.


Джамаль ад-Дин аль-Афгани был основателем ряда изданий как в мусульманских странах, так и в Западной Европе. Он активно пропагандировал идеи единства исламского мира, борьбы с колониализмом, развития просвещения и модернизации, в том числе на страницах своего влиятельного парижского издания «Наикрепчайшие узы». Первый номер вышел в марте 1884 года, и появление в центре Европы газеты с антиколониальной направленностью имело огромный резонанс.


Когда философ Эрнест Ренан высказал оскорбительные для ислама и арабской нации суждения в лекции «Ислам и наука», Афгани написал статью «Ответ Ренану», где тактично и научно обоснованно раскритиковал оппонента. Ответ произвел на Ренана столь сильное впечатление, что тот кардинально изменил свою точку зрения. Помимо полемики с философами, Афгани в Париже выступал на международных конференциях, убеждая ученых и политиков в том, что ислам не препятствует развитию науки и культуры. Там же он и познакомился с выполнявшим дипломатическую миссию Михаилом Никифоровичем.


Михаил Никифорович Катков, основоположник русской политической журналистики, издатель журнала «Русский вестник» и газеты «Московские ведомости», был близок к императору Александру III. Зная Афгани как авторитетного журналиста и публициста, пользующегося огромным влиянием в мусульманском мире, Катков пригласил его в Россию для обсуждения ключевых проблем Востока


В 1887 году через Баку, Тифлис и Владикавказ Афгани прибыл в столицу Российской империи, где остановился у государственного консула Ирана в Москве Мирзо Негматулло Исфахони. Главной целью его поездки был поиск поддержки со стороны российского правительства и общества для народов Востока в их борьбе за свободу и независимость. Несколько его статей, направленных против британских колонизаторов, были напечатаны в московской газете «Новое время».


Важно отметить, что и сам Катков выступал против западного колониализма на Востоке. Однако смерть русского публициста в 1887 году заставила исламского просветителя искать новые пути решения восточных вопросов. С этой целью Афгани отправился в Петербург на встречу с министром иностранных дел России Николаем Гирсом, которому изложил свои мысли относительно многих стран Востока. В Северной Пальмире он также встретился с представителями местной уммы. Гость был восхищен тем, насколько свободно и комфортно исламские народы чувствуют себя в России. С другой стороны, и российские мусульмане получили возможность ближе познакомиться с личностью и идеями просветителя.


Именно в Петербурге Афгани увиделся с видным российским и татарским просветителем Ризаэтдином Фахретдином – будущим муфтием Внутренней России и Сибири в советские годы. Встреча оказала огромное влияние на татарского ученого, что неоднократно подчеркивали он сам и современники. Фахретдин говорил о бесконечной благодарности Всевышнему за долгую беседу с Афгани, открывшем ему глаза на многие истины, о чем он, в частности, писал в журнале «Шуро».

 

 

ГСВ "Россия - Исламский мир"

Фото: Foad Roshan/Unsplash