Более двух с половиной веков назад на средства татарского купца Якуба Султангалиева в городе Казани была основана Вторая соборная мечеть. Торжественное мероприятие по случаю знаменательной даты, прошедшее 26 октября 2024 года, собрало в Апанаевской мечети высокопоставленных руководителей, религиозных деятелей, ученых, историков, преподавателей и меценатов столицы Республики Татарстан. В рамках юбилейного торжества в здании Апанаевского медресе прошла научная конференция, на которой были представлены доклады о прошлом и настоящем архитектурного наследия, а также о его важном историческом значении.
Как и Первая соборная, сегодня известная под названием «Аль-Марджани», Апанаевская мечеть была построена после подписания императрицей Екатериной II указа «О терпимости всех вероисповеданий…». В свете этого исторического факта культовое здание можно считать одним из символов зарождения многоконфессиональной политики российского государства. Однако истинным доказательством эпохальной роли Апанаевской мечети служит современное положение дел. На это указал и имам-хатыйб мечети «Аль-Марджани» Равиль хазрат Зумеров, который приветствовал участников юбилейного торжества от имени муфтия Татарстана Камиля хазрата Самигуллина. Результаты труда и благие деяния ученых и имамов Апанаевского комплекса позволили пронести ценности ислама сквозь столетия.
Медресе при Апанаевской мечети открылось в 1770 году. Обращенный к озеру Кабан фасад здания снискал для учебного заведения название «Приозерное». Другое название – «Касымия» – восходит к одному из мударрисов – Мухаммадкасыму Салихову. Для перечисления видных учителей, а также их учеников, впоследствии достигших высот во многих сферах общественной жизни, потребуется отдельная статья. Чтобы проследить связь поколений, не упуская при этом важные этапы истории, остановимся на имени одного шакирда – Галимджана Баруди. В будущем этот выпускник возглавит казанское медресе «Мухаммадия», широко известное в исламском мире в наши дни. Приверженность Баруди новометодному обучению окажет влияние и на Апанаевское медресе: последнее станет более открытым к новым веяниям, представляющим джадидизм.
Сегодня имам-хатыйб Апанаевской мечети Нияз хазрат Сабиров и руководитель медресе Ахмад хазрат Сабиров достойно продолжают благой труд своих предшественников. Главный казый Татарстана Джалиль хазрат Фазлыев в своей приветственной речи перед участниками торжественного мероприятия обратил внимание на столетия сохранности религии благодаря предкам, не уступившим многим трудностям. Джалиль хазрат также подчеркнул, что в Апанаевскую мечеть вложен труд многих меценатов и религиозных деятелей. Неспроста культовое сооружение получило свое настоящее название в честь благотворителей – династии купцов Апанаевых, проживавших в квартале Старо-Татарской слободы, над которым возвышался минарет мечети.
В 1930 году Апанаевская мечеть была закрыта постановлением Центрального исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов ТАССР. В советское время в здании, лишенном своего минарета, располагался детский сад.
Культовое сооружение вернули мусульманской общине в 1990-х годах, а имам-хатыйбом мечети стал Валиулла хазрат Якупов, совершивший значительные усилия для возрождения исламского наследия в России и его развития в конструктивном ключе. В 2000-х годах начался процесс реставрации Апанаевской мечети, прошедший при участии республиканских и федеральных властей, а также неравнодушных жителей Татарстана. Имена благодетельных граждан были внесены в книгу «Возрождение Апанаевской мечети», изданную с целью сохранить их в истории – об этом Валиулла хазрат сказал в 2011 году на церемонии открытия восстановленного места поклонения.
Продолжая традицию увековечивания в книгах важных для мечети событий, по случаю 255-летия было презентовано издание на татарском языке «Апанаевская мечеть: служение религии и народу». Кроме того, к круглой дате приурочили открытие библиотеки в Апанаевской медресе, где представлены более тысячи книг издательства «Иман» (основанного в 1990-х Валиуллой Якуповым), а также современная мусульманская литература и периодика. Стены уютного читального зала украшают цитаты писателя Алексея Толстого и философа Ибн Араби. «Мы должны черпать все лучшее из культуры наших народов. Таким образом мы должны друг друга обогащать», – в ходе торжества поделился мнением Нияз хазрат Сабиров.
Имам-хатыйб Апанаевской мечети также отметил, что в век интернета большинство людей пользуются электронными книгами, но не у всех печатных изданий есть цифровой аналог во всемирной сети. Директор Института истории имени Ш. Марджани Радик Салихов, один из участников юбилейного мероприятия, рассказал об определяющем характере каменных мечетей Апанай и Марджани для архитектурного ландшафта Старо-Татарской слободы с XVI по начало XIX века. В архитектурном облике самого здания сочетаются элементы московского барокко и древнерусского стиля с татарским декором. Сегодня Апанаевская мечеть, как и «Аль-Марджани», будучи неотъемлемой частью исторического наследия России, по-прежнему остаются доминантами в духовном пространстве мусульман Татарстана.
ГСВ "Россия - Исламский мир"
Фото: A.Savin/Free Art License