En Ar

«Фатиха» - новое слово в искусстве каллиграфии

30 октября 2020


28 октября, в день рождения порока Мухаммада в стенах Галереи Татарского шамаиля Музея-заповедника «Казанский Кремль» состоялось торжественное открытие удивительной выставки молодых, но уже успевших зарекомендовать себя каллиграфов «Фатиха: новые смыслы». Экспозиция представляет собой лучшие образцы творчества молодых, но уже достаточно известных в республике художников-каллиграфов, создавших своеобразную творческую группу «Фатиха». В неё вошли Айзат Мингазов и Гульназ Исмагилова (Казань-Стамбул), Айрат Хисматуллин (Екатеринбург), Назим Исмагилов и Роза Хузина (Казань). На выставке представлено более 30 работ, выполненных в технике арабской каллиграфии. Посмотреть работы можно будет до февраля 2021 года.


Но что же такое каллиграфия? Это просто красивая картинка, которая висит на стене в музее или у родственников в деревне? Отнюдь. Это целое искусство изображения слова, доведённое в арабских странах до высшей степени совершенства.  Каллиграфия – это именно тот вид искусства, который буквально пронизывает всю жизнь человека и не имеет конца и края. Работы, выполненные в стиле каллиграфии мастерами по всему миру, можно изучать бесконечное количество времени, но так до конца и не познать скрытый смысл руки автора, каждый раз при взгляде на картину открывая в ней что-то новое, вдохновляясь аккуратными мазками раз за разом…


В странах первичного распространения ислама степень владения каллиграфией была показателем образованности и духовного совершенства человека. Мусульмане верят, что выведенное калямом (пером) слово подобно цветку озаряет душу и просветляет разум.


Искусство каллиграфии является чем-то скрытным, сакральным, драгоценным сердцу любого человека. В священных надписях арабские буквы плавно переплетаются с арабесками, особенно с растительными мотивами.


Возникла каллиграфия на базе копирования Корана, который является творением Аллаха, поэтому написанное слово само по себе имеет сакральный смысл и несёт особое значение. Многие религии используют изображения (иконы) для выражения основ своих убеждений, и лишь ислам вместо этого предлагает каллиграфию.


Именно отказ от изображений, как от возможной формы идолопоклонства, привёл к развитию каллиграфии в религиозном направлении. Искусство письма всегда занимало необычайно высокое место в арабской, а затем и в исламской культуре в целом. В средневековой культуре мусульманских стран степень владения «красотой письма» (каллиграфией) служила показателем образованности, интеллектуального и духовного развития личности. В основе арабской каллиграфии лежит принцип подчинения написанного слова логике ясного, размеренного, ритмичного чтения Корана.


Как писал в «Трактате о каллиграфах и художниках» Кази-Ахмед ибн Мирмунши аль-Хуссейн, живший в XVI веке, «мистическое отношение к писанному слову создало на мусульманском Востоке из самого процесса переписки Корана акт, тесно связанный с религиозной догмой прощения грехов». Многие правители брали на себя обет сделать копию Корана и для этого постигали азы каллиграфии.

 

 

Ильмира Гафиятуллина