En Ar

«Философия ислама» Зыя Камали

26 июня

 

«Философия ислама» (1909-1911) – это фундаментальный труд российского богослова, религиозного и общественного деятеля Зыяэтдина Камали. Ученый стремился ответить на вопросы, возникшие перед исламским обществом на рубеже XX века. Немногим ранее Мухаммад Абдо, Рашид Рида, Джамаладдин аль-Афгани и их тюркские единомышленники обратили внимание на отставание мусульман от передовых наций. Мыслители пришли к выводу, что исповедуемая религия имеет мало общего с тем, что проповедовал Мухаммед ﷺ .


Пик творческой активности Зыяэтдина Камали пришелся на первые десятилетия нового века – эпоху модерна, ознаменованного мусульманским возрождением. Реформаторы аль-Афгани, Рида и Абдо (последний, кстати, был учителем Камали) придерживались мнения, что, только вернувшись к главным принципам ислама, мусульмане смогут занять достойное место среди цивилизованного человечества. В «Философии ислама» Зыя Камали предлагает концепцию обновленной религии, переосмысляя догматику, поклонение, нравственность, общественные взаимоотношения и правовые вопросы.


Концепция нового понимания ислама рождалась в контексте жизни в православной империи. Камали обращал внимание на политику государства по отношению к единоверцам. При этом позиция философа была лояльной. Он не стремился обвинять русских в угнетенном положении мусульман. «Каждая нация и каждый человек могут творить любое дело по своему желанию, однако они, безусловно, ответственны за свои деяния. Как достижение счастья непременно находится в зависимости от собственных поступков, так и беда случается с человеком исключительно по его вине», – рассуждает Камали в первом томе «Философии ислама».


Другим важным обстоятельством, с которым приходилось считаться автору, оказались сильные позиции исламской традиции. Камали, как и многие другие татарские реформаторы (например, Муса Биги или Риза Фахретдин), выступал за «иджтихад» – самостоятельное суждение по различным вопросам жизни на основе Корана и сунны. Главным принципом традиционализма оставался «таклид» – следование в религиозных вопросах предписаниям авторитетных ученых. Схемы решений были разработаны еще до XII века и впоследствии почти не обновлялись.


С другой стороны, традиционализм представлял собой охранительную реакцию мусульман. Со времен завоевания Казанского ханства, все новое в жизни российской уммы неизбежно ассоциировалось с потерей мусульманской идентичности. Так или иначе, в сочинениях многих прогрессивных мыслителей начала ХХ века можно встретить полемику с традиционалистами и критику в их адрес. Реформаторы обвиняли консерваторов в забвении принципов ислама, в искажении учения, и в прочих ошибках, приведших мусульман к угнетенному и бесправному положению.


Полемический характер «Философии ислама» отражал интеллектуальное противостояние не только с религиозными ортодоксами, но и с атеистами. После обоснования тех или иных идей в своей книге, Камали приводит возможные возражения оппонентов и собственные ответы на них. Многие вопросы имели явный атеистический характер. Например: если так уж совершенен Аллах, то почему он не создал одну религию на все времена, а вместо этого, раз за разом, посылает пророков, которые проповедуют разные учения?


События из жизни Мухаммеда ﷺ занимают центральное место при доказательстве тех или иных положений в труде Камали. Философ обращается непосредственно к Корану, сунне и первым векам мусульманской цивилизации, минуя все последующие наработки исламской мысли. При этом автор часто ссылается на наследие европейских философов и ученых. На страницах книги встречаются имена Сократа, Платона, Аристотеля, Николая Кузанского, Ньютона, Вольтера, Сен-Симона, Льва Толстого и многих других. Философ не только апеллирует к их мнению для доказательства собственных тезисов, но и критикует концепции некоторых авторов.


Известно, что Камали изучал математику и естественные науки в Турции. Будучи осведомленным о новейших открытиях своего времени, он сопоставляет новые научные теории с кораническими аятами. Таким образом, философ утверждает свой тезис о том, что ислам находится в полной гармонии со знанием. Несколько позже Камали напишет ряд статей в «Исламский журнал». В этих публикациях, предвосхищая современных авторов, философ делает интересный вывод. По его мнению, в Коране содержатся сведения, которые недавно стали известны науке.


Отводя важную роль разуму, Камали считал, что все положения ислама могут и должны быть осознаны с помощью деятельности человеческого ума. Философ полагал, что лишь два момента в религии находятся выше сферы разума: «Ни один разум не способен с определенностью и окончательно познать сущность Всевышнего Аллаха, Его истину. Также за пределы разумного постижения выходят состояния в потустороннем мире и истинность и облик присущих ему состояний счастья или несчастья. Ибо пути и средства постижения этого разумом закрыты».


Невозможно изложить кратко положения философской концепции Камали. На возражения отдельных оппонентов о том, что ислам и философия несовместимы, автор пишет: все пророки, объясняя законы нравственности и передавая знания о душе, приводили логические доводы, использовали примеры, обучали мыслить, а все это не что иное, как философия. Ислам и религию в принципе философ определяет в качестве духовного способа регулирования жизни человека, данного ему Богом.


Религиозность по Камали – это чувство, неотъемлемое и присущее человеку от рождения. Заложенный Богом механизм, который предохраняет человека от причинения вреда самому себе, ближним и природе. Создавая земной мир, Всевышний предусмотрел сохранность и целостность видов растений, животных и минералов таким образом, что одни не мешают другим. При этом переполнение земной жизни одним из видов ограничено. Человек – это единственное создание, которое не имеет границ влияния на совершенно созданный мир. Как для венца творения, для человека предусмотрены духовные средства самоограничения. Они позволяют гармонично существовать во всем многообразии мирской жизни.


Человечество проходит разные стадии своего развития. По этой причине, согласно Камали, в те или иные эпохи возникали религии. Единые в своей основе, но не повторяющие друг друга, они представляют собой очередную ступень и новую глубину постижения законов мира. Довод философа кажется исчерпывающим ответом на вопрос о причине многообразия религий. Мыслитель уверен, что «придут времена, знание и просвещение будут развиваться, мышление станет широким». «Философия ислама» Камали способна открыть новые горизонты для духовных поисков, но взамен она требует от читателя зрелости, эрудиции, открытого сознания и мудрого сердца.

 

 

ГСВ "Россия - Исламский мир"

Фото: detectiv-ufa.livejournal.com