Недавний визит принца Мухаммеда бин Салмана в Белый дом США заложил основу для стабильности на Ближнем Востоке, конечной целью которой, по мнению Саудовской Аравии, должно стать решение палестинского вопроса на основе принципа двух государств. Эту позицию разделяет и Российская Федерация, выступающая за сосуществование Палестины и Израиля в международно признанных границах. Однако с точки зрения арабских публицистов международных изданий, в настоящее время регион застрял в диалектике двух тупиковых подходов к будущему как Газы, так и всего палестино-израильского конфликта.
С одной стороны, существует модель «будущего без прошлого». Ее воплощают израильские планы (типа «Новой Газы»), предлагающие превратить часть сектора в подобие Дубая или Ривьеры. Эти проекты стремятся стереть историю, игнорируя коренные проблемы: память о жертвах, судьбу палестинцев и их политические права. Палестинцы в этой парадигме видны лишь как помеха или объект для извлечения прибыли, а их коллективная травма – как препятствие для «прогресса».
С другой стороны, существует позиция «прошлого без будущего», продолжает публицист «Asharq Al-Awsat» Хазем Сагия. Многие палестинцы и арабы зациклены на сакрализованной истории – от Декларации Бальфура до битв VII века. Конфликт воспринимается вечной, метафизической борьбой со злом, что оправдывает насилие и отвергает саму возможность построения общего будущего с израильтянами. Этот подход, укрываясь в прошлом, не предлагает реальных политических решений, замыкаясь в тревожных циклах.
Оба подхода избирательны в памяти и ведут к новым мучениям: один строит иллюзорное будущее, вычеркивая прошлое, другой, поглощенный прошлым, отказывается от какого-либо совместного будущего. Дихотомия отражается и в соседнем Ливане, где попытки управлять конфликтом через технические переговоры (так называемый «Механизм») с Израилем под международным посредничеством демонстрируют всю сложность ситуации.
Ливан, стремясь обеспечить вывод израильских войск и стабильность на границе, категорически исключает мирные переговоры или нормализацию, оставаясь в рамках Арабской мирной инициативы 2002 года. Назначение дипломата Симона Карама главой делегации – это сложный внутриполитический маневр, свидетельствующий о временном тактическом консенсусе элит для управления кризисом, а не о смене стратегического курса. Публичная риторика «Хезболлы» против назначения контрастирует с молчаливым одобрением ее политических союзников, раскрывая внутренние противоречия, – обращает внимание публицист Ибрагим Аль-Амин из ливанского издания «Al-Akhbar».
Цель Ливана предельно минимальна и оборонительна: отсрочить полномасштабную войну, обеспечить возможность возвращения перемещенных лиц и укрепить режим прекращения огня. У Ливана, в отличие от Сирии, нет пространства для стратегических переговоров; его судьба тесно связана с более широким региональным контекстом.
Ливану не удалось избежать угрозы эскалации в долгосрочной перспективе; лишь образовать хрупкий механизм для ее отсрочки. Успех зависит от баланса между военным давлением Израиля, готовностью «Хезболлы» к диалогу и способностью ослабленного ливанского государства отстаивать свои узкие интересы. Угроза крупного конфликта отложена, но не снята, – резюмирует Мустафа Фахс на страницах «Asharq Al-Awsat».
Именно здесь Газа становится фокусом, в котором сходятся все противоречия: колониальное наследие, имперская гегемония, арабская раздробленность и борьба за суверенитет. Трагедия в Сабре и Шатиле в 1982 году на фоне недавнего кровопролития в Газе и актуальных событий – все это проявления структурной логики, где насилие является орудием политического доминирования.
Приверженность Запада к сохранению «качественного военного преимущества» Израиля (QME) означает, что ни одно арабское государство, а тем более будущее палестинское, не имеет права на независимую военную мощь.
В напряженном контексте Палестинское молодежное движение в публикации «От Бейрута до Газы: разоружение, посредничество и региональный порядок» (сайт ливанского издания «Al-Akhbar») открыто заявляет: «Газа – это компас. Газа, наряду с колыбелями ливанского и йеменского сопротивления, обнажает колониальную архитектуру американской мощи <…> Здесь мужество антиимпериалистического сопротивления сводится к разменной монете в переговорах о власти и выживании».
История показывает, что компромиссный мир, даже с тяжелыми условиями, часто спасает жизни и позволяет сохранить основу для будущего восстановления. Однако «худой мир» может закрепить несправедливость и стать источником будущих конфликтов. Священный Коран велит склоняться к миру вслед за опустившим оружие противником и уповать на Всезнание Всевышнего. В сложном мире, где конфликты приобретают новые формы, ключевым становится поиск справедливых решений.
ГСВ "Россия - Исламский мир"
Фото: Mohammed Ibrahim/Unsplash