Уклонение от участия в политической жизни называют термином «абсентеизм». С этим явлением, в большей или меньшей степени, приходится сталкиваться обществу любого государства. Недоверие к власти и неуверенность рядового гражданина в своей способности каким-либо образом повлиять на нее, а также падение уровня жизни – вот основные причины абсентеизма. Как следствие, дистанция между населением и властью увеличивается, укрепляется мнение о невозможности изменить действительность законными способами. Это подталкивает людей к радикальным формам политического участия: уклонение от налогов, уличные протесты, попытки государственного переворота и другие.
Что еще печальнее – абсентеизм наблюдается среди молодежи, даже несмотря на их заметное политическое присутствие в социальных сетях. В реальной жизни растет отчуждение молодых людей от традиционной политической системы. Под угрозой оказывается представительство интересов молодежи, а значит, и здоровье демократического общества. Тревожная динамика проявляется и в мусульманских общинах. Многие молодые мусульмане разочаровываются в институтах гражданского общества из-за несправедливости. Разобщенная молодежь становится мишенью для вербовки экстремистами. Но необходимо понять: позитивные перемены происходят благодаря конструктивному участию, а не переворачиванию стола.
Ислам рассматривает гражданское участие как религиозную обязанность. В Священном Коране сказано: «И помогайте одни другим в благочестии и богобоязненности» (5: 2) и «… и благодетельствуй, как благодетельствует тебе Аллах» (28: 77). У мусульман есть образцовая модель позитивной политической активности в ранней исламской общине. Во время своего пребывания в Мекке пророк Мухаммед ﷺ подвергся жестким гонениям, но отказался оставить веру или народ. Благодаря терпению и добродетели его путь служит примером постепенного преобразования общества. Столкнувшись с насмешками, угрозами своей жизни, убийством некоторых сподвижников, Пророку ﷺ все равно удалось провести мирные реформы.
Посланник ﷺ противостоял мекканским элитам, одновременно призывая людей в ислам – не просто религию, а настоящий образ жизни, основанный на социальной справедливости и духовной цели. Постепенно, в течение двух десятилетий, многие враждебные противники Мухаммеда ﷺ стали его союзниками. Истинные перемены происходят не путем отделения от общества, а благодаря упорной работе в рамках существующих обстоятельств. Необходимо взаимодействовать с неполноценными гражданскими институтами, выражая при этом готовность к переговорам для преодоления возможных различий. Уже в этом небольшом перечне действий проявляются очертания вечных добродетелей.
В истории России, где ислам традиционно играл важную роль, также присутствуют примеры позитивного участия мусульман в политической жизни государства. Особую роль в привлечении российских верующих к политике сыграл Манифест 17 октября 1905 года и образованная затем Государственная Дума Российской империи. Выступления депутатов из мусульманской фракции в составе Думы не были чем-то необычным или непонятным. В центре внимания находились проблемы национальных и религиозных отношений, аграрный вопрос, интересы трудового населения, начальное образование. На речи мусульманских депутатов ссылались известные политики, например, Владимир Ленин. Дебаты велись на уровне полемики, никогда не перерастая в откровенную вражду.
Известно об «Открытом письме всем братьям-мусульманам» в газете «Йолдыз», с которым выступил депутат Садри Максуди в начале XX века. Автор статьи обратился к мусульманам России, призвав их задуматься о своих проблемах и будущей судьбе. «Открытое письмо» было попыткой пробудить политическое мышление мусульманских народов. Труды депутатов не канули в лету. Деятельность Думы и борьба партий развили политическую культуру и самосознание народов, заложив ростки демократического общества. Советский период ознаменовал значительный прогресс, но и времена тяжелых испытаний, в том числе, гонений на религиозных деятелей. Но в СССР мусульманские народы обрели государственность в виде автономных национальных республик.
Нет оснований полагать, что российские мусульмане – в силу религиозного своеобразия или социального уклада – оказались не готовы к переменам в России в 1990-е годы. Мусульманское население, переживая те же трудности, что и вся страна, активно участвовало в государственных метаморфозах. Мусульмане не сторонились политической жизни России и не оказывались в ней «белыми воронами». Особенности мусульманских регионов и взаимоотношений внутри общины существенны, но, как и сто лет назад, адепты ислама вовлечены в политическую жизнь страны. Правила и условия участия в государственных делах продиктованы общей российской культурой, а значит, и мусульманами России тоже.
Конституция Российской Федерации дает человеку право не участвовать в политической жизни государства. То есть, так называемый «абсентеизм» выступает признаком свободы человека в демократическом обществе. Но неучастие в политической жизни оборачивается формированием отсутствующего сознания и безразличия к окружающим людям. Парадокс в том, что подобная тенденция нарушает демократический процесс. Мало того, она противоречит заветам ислама. Общество не должно проявлять равнодушие к политической жизни. Сомнения современного гражданина и мусульманина могут развеять факты исторической объективности и пример пророка Мухаммеда ﷺ как мудрого и справедливого политика.
ГСВ "Россия - Исламский мир"
Фото: Ester Marie Doysabas/Unsplash