En Ar

Ислам и Индия

01 декабря 2023

 

Сегодня Индия по численности мусульман – более 202 млн человек – занимает второе место в мире, уступая лишь Индонезии. Первыми мусульманами на исторической территории Индии были арабские морские торговцы, с конца VII века, начавшие заселять юг страны. Арабы и обращенные в ислам малаяльцы (местный народ), основали первую мусульманскую общину «мапилла» на Малабарском побережье, исторической области на территории современного индийского штата Керала.


Первые военные походы мусульман относятся к VII веку, но необыкновенное геройство индусов, проявленное при отчаянном сопротивлении, было серьезным препятствием для завоевателей. В 1011 году войску афганского эмира Махмуда Газневи удалось захватить Пенджаб, а в 1206 году – год смерти султана Мухаммада Гури – вся Северная Индия принадлежала мусульманам. Так военные завоевания IX-XI века способствовали распространению ислама на северо-запад.
В 1206 году произошло становление первой крупной мусульманской империи на территории современной Индии – Делийского султаната. В этот период истории происходит окончательное обоснование мусульманской общины в северных районах страны. Сегодня эти области образуют главный район расселения адептов ислама – долины Ганга и Брахмапутры, так называемый «мусульманский пояс».


В эпоху Делийского султаната индийская и исламская цивилизация взаимопроникали друг в друга, продолжая сближение с растущей международной системой, что способствовало увеличению темпов роста населения и экономики. Кроме того, Делийский султанат отражал вторжения монгольских захватчиков в Индию в XIII и XIV веке. Но в 1526 году империя пала под натиском войск Бабура, потомка Тамерлана.


В период империи Великих Моголов, с 1526 по 1858 годы, в ислам особенно активно переходили наиболее обездоленные слои индусского населения, надеявшиеся таким образом преодолеть систему жестких запретов и каст, ограничивающих социальное развитие личности. Например, ислам массово приняло малоимущее крестьянское население дельты Ганга – сегодня в данной области располагается государство Бангладеш.


Европейские вторжения в Индию ограничили распространение ислама с конца XVIII века – в 1862 году в английском плену умер последний мусульманский правитель Индии – Бахадур Шах II. Но мусульманские общины сохранились даже после распада Британской Индии в 1947 году на независимые государства Бирма (Мьянма), Бангладеш, Пакистан и Индию. Мусульмане, особенно их элита, приспосабливались к новым условиям в независимом государстве, где по сравнению с индусами они остались в явном меньшинстве, утратив свое влияние.


Несмотря на сокращение мусульманского населения в XX веке, сегодня ислам – это самая быстрорастущая религия Индии. Мусульманское население распределено по территории государства неравномерно. Более половины мусульман Индии проживают в вышеупомянутом «мусульманском поясе»: это штаты Уттар-Прадеш, Бихар, Западная Бенгалия, Ассам. Крупнейшие общины сосредоточены в Уттар-Прадеше и Бихаре, штатах с индуистским большинством населения. Во время раздела Индии в 1946-1947 годах здесь наблюдались значительные столкновения индуистов и мусульман.


Настоящим «яблоком раздора» между Индией и Пакистаном является вопрос о принадлежности Кашмира – области, примыкающей к «мусульманскому поясу» на севере. Кашмирский конфликт, начавшийся еще в 1947 году и продолжающийся по сей день, находится в центре внимания всего мира. В настоящее время в Кашмире мусульмане составляют более 90% населения, а в Джамму – союзной территории, расположенной рядом, они образуют меньшинство. На востоке, в Западной Бенгалии и Ассаме доля мусульман составляет более трети населения. Количество единоверцев в «мусульманском поясе» продолжает увеличиваться за счет мигрантов из Бангладеш.


В штатах с христианским большинством (результат многолетней усердной работы английских миссионеров) – Мегхалая, Мизорам и Нагаленд, также присутствуют мусульманские общины. В Пенджабе, где большинство населения исповедует сикхизм, а первые мусульмане поселились во времена Делийского султаната, доля адептов ислама составляет не более двух процентов.


Начиная со времен средневековья, мусульманское население проживало в крупных городах, таких как Дели, Мумбаи или Хайдарабад. В основном мусульмане заняты во вторичном секторе экономики. Часто их услуги менее востребованы, что связано с конфессиональной предубежденностью индийского населения. Этот фактор порождает безработицу среди городских мусульман. В штатах «мусульманского пояса» наблюдаются бедность, аграрная перенаселенность, отсутствие образования и грамотности.


Районы расселения мусульманских общин в Индии являются ареалами наиболее острых межобщинных конфликтов. Демографические и социальные проблемы не только индуистской религиозной группы, но и мусульманского населения, тормозят развитие государства. Причина высокой рождаемости у мусульманских общин заключается в отсутствии информации и доступных медицинских учреждений. Мусульманки нечасто посещают медицинские центры, так как в них не хватает женского персонала. Доля женщин в мусульманском населении Индии составляет примерно половину. Только в штате Керала наблюдается преобладание женщин над мужчинами.


В настоящее время мусульманская община по большинству показателей отстает от других конфессиональных групп Индии, кроме того, внутри самой общины наблюдается социально-экономическое расслоение. Речь идет о так называемых мусульманских кастах – одно из последствий смешения индийской и исламской цивилизаций. Это наиболее благополучные ашрафы – потомки выходцев из арабских стран или принявших ислам несколько столетий назад представителей высших индусских каст, аджлафы – схожие с индусскими отсталыми кастами, некоторые из них владеют землей, и арзалы – это некогда обращенные в ислам низшие касты.


Процесс решения проблем мусульманского меньшинства в Индии в условиях преобладающего индусского большинства происходит очень медленно, с большими издержками для мусульман, а значит, и для общества в целом. Причины находятся как в самой мусульманской общине, так и вне ее. Представляя собой огромную массу населения в стране, индийские мусульмане разделены на многочисленные народные и языковые группы в разных регионах. До сих пор мусульманская община остается слабо включенной в индийское общество, и это также во многом зависит от самой общины, в особенности, ее элиты.

 

 

ГСВ "Россия - Исламский мир"

Фото: KennyOMG/Creative Commons 3.0