Что приходит на ум, когда речь заходит о татарах? Сразу перед глазами всплывает изображение Кул Шарифа, нос щекотит запах очпочмаков и мант, хочется поехать в Татарстан, пройтись по Старо-Татарской слободе и побывать в настоящей татарской деревне. Однако, смеем Вас заверить, что ошибочно полагать, что единственным местом проживания татар является Республика Татарстан.
История, судьба разбросала представителей татарского народа по всему миру, сделав для тюркского этноса Родиной и Поволжье, и Приуралье, и Сибирь, и Казахстан, и страны Средней Азии, и даже Китай или Австралию. Сегодня мы хотим вам рассказать о том, как сложилась жизнь татар в Польше.
В разные времена в Польше проживало от 4000 до 5000 татар. На сегодняшний день в Польше проживает 5 000 польско-литовских татар (ещё 4 000 в Литве и 10 000 в Белоруссии). Наиболее массовым местом проживания польских татар принято считать Белосток — город у белорусской границы. Очень активна татарская диаспора в Гданьске, где создан татарский Союз. Также татары рассредоточились и Варшаве. А ведь именно татары принесли сюда ислам.
Татары в Польше? Откуда?!
Согласно легенде, король Ян III Собеский был так доволен службой предводителя татарской конницы, что пожаловал ему столько земли, сколько тот смог объехать за день верхом на коне. Так татары осели в Польше, в её восточной провинции – Подляшье. Так называемый Татарский путь представляет собой кольцо из городов и сел Белосток-Сокулка-Бохоники-Крынки-Крушиняны, общей протяжённостью в 150 км.
Впервые татары оказались на территории Польши в далёком XIV веке, когда вошли в состав военных сил сначала Великого княжества Литовского и Королевства Польского, потом и Речи Посполитой. Великий литовский князь Витовт предложил татарскому народу землю и убежище в качестве благодарности за верную и самоотверженную службу во время войны против Тевтонского ордена. Среди тех, кто откликнулся на предложение Витовта, больше всего было политических беженцев из Золотой орды и Крымского ханства. Их военные таланты нашли непосредственное применение в Речи Посполитой в непростом и неспокойном XV столетии. Татарский след можно легко найти и в Грюнвальдской битве 1410 года.
Несколько десятков лет спустя татары получили своё дворянство, герб и землю за то, что сражались в рядах польской армии. Ян III Собеский подарил подляшские земли татарам, что позволило ему избежать плачевных последствий конца XVII века, которое разразилось после того, как польская знать усомнилась в праве татар на дворянство и перестала платить жалованье татарским солдатам. В результате татары решили обосноваться на границе с Беларусью и создали в 1925 году центр мусульманской культуры – Мусульманский религиозный союз, который действует до сих пор и расположен в городе Белосток.
Примечательно, что татары в Польше с момента своего первого переселения обладали рядом привилегий по сравнению с другим населением. К примеру, в отношении них действовал принцип свободы вероисповедания (в данном случае ислама), они могли строить мечети и проводить похоронные обряды согласно мусульманским канонам на специально огороженных татарских кладбищах. Такое отношение было результатом благодарности правящей королевской династии за верную военную службу.
Вплоть до 70-80-х годов ХХ века татары были единственным мусульманским народом, проживающим на территории христианской Польши. Часть из них были военнослужащими, другая часть – торговцами и земледельцами. К сожалению, со временем начал теряться язык, однако Ислам всегда оставался основой жизненного уклада польских татар, вне зависимости от окружения и политической ситуации в стране.
Ярким доказательством тому – сохранившиеся рядом с белорусской границей две татарские деревушки, где построены самые старые татарские мечети Польши. Это деревня Кружиняны, основанная в 1679 году, и деревня Бохоники, основанная в 1697 году. Именно эти земли и были подарены татарскому народу Яном III Собеским.
«Татарскость» и «польскость»
Если говорить об отличительных чертах татароязычного населения Польши, то исследователи выделяют три особенности.
Во-первых, татары долгое время оставались единственной в Польше мусульманской общиной, и во многом именно благодаря религии им удалось сохранить собственную культуру и идентичность.
Во-вторых, говорят о феномене «татарскости». Под этим термином учёные подразумевают, что татары практиковали эндогамию (браки внутри сообщества) как важную традицию, для них характерны определённые черты внешности.
Третья и последняя отличительная особенность липкинских татар – это их польскость. Поскольку татары жили в Польше на протяжении 600 лет, польский язык стал для них родным, они идентифицируют себя с польской историей и создали собственную военную мифологию об участии татарских солдат в важнейших событиях польской истории. Они называют себя польскими татарами или даже поляками татарского происхождения.
На сегодняшний день больше половины сегодняшних польских татар живут в районе Белостока, остальные рассредоточены по другим областям: Трехградье (Гданьск-Гдыня-Сопот), Мазовия и даже западная Польша (Гожув-Велькопольский). Единственные места, где можно увидеть татарскую культуру и компактные поселения татар, – это два маленьких села практически на границе с Беларусью – Бохоники и Крушиняны. И хотя их население постепенно сокращается, именно сюда съезжаются татары во время больших мусульманских праздников Курбан-байрам и Ураза-байрам.
Если мы говорим о татарах, нельзя упомянуть и про мечети. Сегодня из пяти действующих мечетей в Польше две находятся в татарском анклаве на востоке Польши – в деревушках Бохоники и Крушиняны. Cамая старая мечеть расположена в Крушинянах. Точных сведений о дате постройки нет, но известно, что первые документы, упоминающие о её существовании, относятся к началу XVIII столетия. Мечеть прямоугольной формы (10 x 13 м), у неё две башни в передней части и маленькая башенка на крыше. Деревянная крыша выкрашена в зелёный цвет, а внутри расположены две молельные комнаты – одна для мужчин, вторая для женщин. Мечеть открыта для посетителей.
Мечеть в Бохониках меньше размером, но больше напоминает традиционные мечети. Вместо двух башен у неё только одна, увенчанная куполом-луковкой с исламским полумесяцем. Местная община построила мечеть в 1873 году, но во время Второй мировой войны мечеть сильно пострадала: немецкие войска превратили её в полевой госпиталь. После войны татарской общине удалось вернуть зданию первоначальный облик.
Есть в Польше и своё мусульманское татарское кладбище. На каждой могиле два камня – больший на уровне головы, меньший в ногах. Оба указывают в сторону Мекки, чтобы души умерших знали, куда идти, после того, как освободятся от тела.
Ильмира Гафиятуллина