С 2012 года Министерство образования и науки России ввело в школьную программу новый предмет – «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). В настоящее время предмет изучается в четвертых классах и включает в себя модули об основах светской этики, а также об основах мировых и религиозных культур, в том числе отдельные блоки, посвященные православию, буддизму, исламу и иудаизму. Интерес представляют принципы изучения основ исламской культуры, а также становление самоотношения школьника в процессе изучения курса.
Введению предмета в школы предшествовала широкая общественная дискуссия. С 1990-х годов в России практиковались учебные занятия, в той или иной форме связанные с вопросом. Обсуждались разнообразные идеи: например, предлагалось изучать «Основы мировых и религиозных культур», «Историю религий», традиционные религиозные культуры народов России и так далее, то есть сделать новый предмет расширяющим кругозор школьников. Во избежание притеснений конституционных прав было принято решение изучать предмет по отдельным модулям, выбранным родителями обучающихся. Тематический блок «Россия – наша Родина» входит в программу каждого из курсов.
Основы религий преподают с учетом возраста учащихся, согласно принципам гуманизма, мультикультурности, народности и духовности, с опорой на традиционные для российской культуры ценности. Концептуальные позиции изучения основ мусульманской религии заключаются в целостности представлений учащихся об исламе, этническом и региональном характере мусульманской культуры в системе образования. При этом для школьников, выбравших данный модуль, важно исследовать корректное соотношение основ ислама с целями и задачами учебного процесса в государственном заведении.
Обширное содержание модуля «Основы исламской культуры» включает тематические блоки, посвященные истории религии, вероучению, культовой практике, знакомству со священными первоисточниками и обязанностями мусульман, а также их быту. Школьникам рассказывают о мусульманском искусстве и роли ислама в мировой и российской культурах. Безусловно, отдельный блок касается жизни Пророка Мухаммада ﷺ и его сподвижников. Темы любого модуля ОРКСЭ служат главной целевой установке – воспитанию нравственной личности.
Курс наделен большими возможностями для развития у младших школьников отношения к себе, к миру и к окружающим людям. Изучение предмета призывает учащихся задуматься о таких качествах, как отзывчивость, щедрость, тактичность, доброта и многих других. Отечественные педагоги предлагают множество интересных методик, на что указывает исследование магистранта Института педагогики и психологии образования МГПУ Прокофьевой В.И. «Становление самоотношения младшего школьника в процессе изучения курса ОРКСЭ».
«Самоотношение» специалисты рассматривают в качестве совокупности аспектов личности, «которые принимают эмоциональную ценность как инициативу», необходимую в социальном взаимодействии. Процесс связан с размышлениями учащихся о своем месте в этом мире, о том, к каким ценностям и целям стремиться, а чего следует в жизни избегать. Именно в четвертом классе младший школьник подходит к ступени, когда он стоит на пороге среднего образования – следующего этапа обучения.
Из предлагаемых педагогами методик выделяется акцент на самостоятельной работе учащихся, подразумевающей участие в обсуждении материала и выбор персонального домашнего задания. Ключевой аспект заключается в задаваемом учителями направлении, позволяющем школьникам сделать вывод о способности каждого человека делать выбор, а также о важной роли самовоспитания и самосовершенствования. Выстраивая собственную систему нравственных ценностей, учащийся может опираться не только на личный опыт и ценности своей семьи, но и на многовековой опыт понимания человечеством религиозных и светских этических принципов и норм.
ГСВ "Россия - Исламский мир"
Фото: Минобороны РФ