Расписной шёлк, последние изобретения фармацевтической области, возможности для расширения сотрудничества в туристической сфере, – вот далеко не весь список вопросов, которые предстоит поднять за эти два дня участникам бизнес-миссии Made in Uzbekistan.
Икат – легенды о происхождении
Пожалуй, каждый, кто хоть немного знаком с историей и культурой Узбекистана, обращал внимание на текстильное производство в этой стране, на завораживающие узоры, берущие своё начало в глубокой древности, мягкость и нежность самого материала, красочность и множество современных вариаций традиционного узбекского костюма – всё это не может не приковывать взгляд и не очаровывать даже самого искушённого знатока моды. Не даром ведь в последние годы на показах ведущих домов моды всё чаще можно увидеть вкрапления узбекских мотивов.
Есть две красивые легенды о том, как шёлк попал на территорию Центральной Азии. Если верить самой распространенной версии, куколки шелкопрядов в своей причёске вывезла китайская принцесса, желавшая порадовать своего избранника. По другой версии, это сделали два монаха, запрятав куколки в своём посохе. Но если обращаться к достоверным источникам, то на территории Узбекистана шёлк появился ещё до прихода ислама. Тогда для украшения ткани использовались зороастрийские символы. С течением времени изменился не только ареал распространения, но и само оформление одежды – исчезли языческие символы, стал чаще использоваться геометрический орнамент.
Само слово «икат» происходит от малайского термина, означающего «обвязка». Из Индонезии икат распространился в Японию, Китай, Малайзию, Индию, Среднюю Азию, Таджикистан, Туркменистан, Турцию, Гватемалу, Мексику. Нужно сказать, в Среднюю Азию техника создания узоров на текстиле икат попала с мастерами, которые в средние века приезжали сюда по Шёлковому Пути и оставались здесь. Ткачи в Центральной Азии, работавшие в технике икат, использовали для ткацкого утка просушенные тонкие шёлковые нити. Основа же, нити которой располагались поперёк нитей утка, обычно представляла собой гладкий неприметный ситец.
В досоветские времена в Узбекистане икат был высшим проявлением искусства модельера и мастерства красильщика, важным направлением растущей городской экономики, ценным и престижным подарком будь то близкому человеку или царю. Икат был связующим звеном во многих сферах жизни – политической, экономической и общественной. Мастера из Узбекистана достигли такого совершенства в этом роде искусства, что на некоторое время икат встал на одну ступень с золотом – им одаривали высокопоставленных гостей, обменивали на него пленных, заключали мир между воюющими.
Одна из причин престижности ткацких изделий в технике икат – сложность их изготовления. Вся хитрость иката в том, что цвета и узоры наносятся на нити заранее, до того, как материя выткана, и только когда изделие готово, перед вашими глазами выпукло возникает рисунок. Таким образом, на протяжении всего процесса изготовления сохраняется тайна.
Каждая нить пряжи может окрашиваться и просушиваться до трёх раз. Основные цвета красителей – жёлтый, красный и синий. Перед каждой стадией процесса окраски мастер должен обвязывать каждую прядь, чтобы защитить участки, которым не положено впитывать данный краситель. Поэтому участок, который будет синим, должен обвязываться перед окраской в жёлтый и красный цвет; участок, который будет зелёным, должен впитать жёлтый краситель, затем его надо обвязать для красного, а потом развязать для синего, чтобы жёлтый и синий цвета вместе дали зелёный.
Техника иката использовалась и в других местах, но в Центральной Азии дело обстояло особым образом. Именно здесь ткани обретали наибольшую яркость, словно напоминая драгоценные камни.
Древние города Центральной Азии, расположенные вдоль северного Шёлкового пути, веками славились производством роскошных ткацких изделий. Однако производство икатов началось именно в Бухаре, откуда получило широкое распространение в Самарканде, а затем и во всей Ферганской долине.
Изделия раннего периода часто отличаются быстрыми цветовыми переходами от одного участка к другому, без чётких различий между основным узором и фоном. Манера сильно трансформировалась к середине XIX века, когда ремесленники хорошо освоили технику. И тут произошёл настоящий взрыв – художники пробовали что-то новое, следуя традиции, добавляя при этом собственное видение.
Хотя рисунки сложны, а производственный процесс очень трудоёмок, из тканей в технике икат изготовлялись самые простые предметы одежды – женские платья и шальвары, халаты Т-образного покроя, как для мужчин, так и для женщин. Подкладка для халата делалась тоже яркой, но не из иката, а из набивной хлопчатобумажной ткани. Ни один лоскут от старого иката не выбрасывался. Поношенный халат для взрослого мог перешиваться для ребёнка или пойти на окантовку для другой одежды.
Как керамика дала новый толчок узбекским ремесленникам
Ещё одна отрасль искусства, без которой просто невозможно представить ни один узбекский базар, - это керамика. Ляганы (большие блюда), целые чайные наборы, небольшие фигурки, целые скульптуры, кувшины – перечислять можно бесконечно.
Гончарное производство на протяжении многих веков являлось самым высокоразвитым видом ремесла в Узбекистане. Из глины делали самое главное – посуду: чаши, пиалы, блюда, кувшины. А затем расписывали её глазурью, наносили оригинальные рисунки и орнаменты.
К числу традиционных центров керамического производства, сохранивших свои древние традиции, относятся Риштан, Гиждуван, Самарканд, Гурумсарай, Шахрисабз, Ургут, Хорезм, Ташкент.
Самой знаменитой в Узбекистане и за рубежом считается риштанская керамика. Когда-то небольшой посёлок в Ферганской долине, Риштан сегодня считается одним из крупнейших производителей керамики в Средней Азии. Развитию художественного ремесла способствовала сама природа: в регионе никогда не было проблем с добычей глины такого исключительного качества, что местные мастера даже не подвергали её особой обработке. А растущие поблизости травы годились для изготовления глазури изумрудно-бирюзового цвета. Сформировались целые поколения мастеров, столетиями совершенствующие традиционный рецепт глины и красок.
У керамики этого региона Узбекистана есть свои характерные особенности. Посуда очень тонкая и мелодично звенит, если легонько щёлкнуть её. А цветовая гамма представлена всеми оттенками синего и бирюзового. Орнаменты на пиалах несут сакральный смысл. На дне рисуется точка, символизирующая рождение человека. Далее симметричными штрихами отмечаются основные этапы жизни: рост, учёба, работа, женитьба, потомство. Смерть не означает конец жизни, поэтому по краям тарелки или пиалы пускают орнамент, символизирующий продолжение человека в его правнуках. Иногда в череде узоров можно различить отдельные предметы. Скажем, кувшин говорит о гостеприимности, гранат – об изобилии, рыбки – о чистоте и богатстве, птицы – символ свободы.
Ещё один древний гончарный центр Узбекистана – город Гиждуван. Изготавливаемая здесь посуда очень лёгкая, пористая, при этом отличается толстыми стенками. Для росписи мастера используют краски жёлтых и коричневых оттенков, разбавленные зелёными и синими деталями. Если узбекская керамика Риштана выделяется чёткими орнаментами, то узоры и линии на гиждуванской посуде довольно расплывчатые. Мастера используют только натуральные красители, в состав которых входит зола растений, например, верблюжьей колючки.
Одна из самых древних керамических школ Средней Азии – хорезмская. Сделанную здесь роспись невозможно спутать: посуду плотно покрывают витиеватыми сложными узорами с горизонтальными каёмочками по краям. Глазурь наносится густым слоем, благодаря чему орнаменты кажутся объёмными и рельефными. Рисунки напоминают о пышном декоре мечетей или дворцов. Преобладают голубые и синие оттенки – цвета неба, воды и счастья. Хорезмские кувшины по уровню удерживания тепла можно, пожалуй, сравнить с современными термосами. По старинной технологии их плотно покрывают толстой глазурью изнутри, а снаружи заливают частично. В итоге содержимое охлаждается очень долго.
Гастротур – попробуй Узбекистан на вкус
В последние годы всё большую популярность набирают различные гастрономические туры, которые позволяют узнать страну, познакомиться с местной культурой через национальную кухню. Не стал исключением здесь и Узбекистан. И это не удивительно, поскольку узбекская кухня – одна из самых разнообразных и колоритных в мире.
Если говорить о традиционных блюдах, то их разнообразие поразит даже самого заядлого гурмана. Настоящий рассыпчатый узбекский плов, нежнейшие манты, ароматная самса, изысканная колбаса из конины казы, наваристая шурпа, праздничный нарын и повседневный ханум, потрясающе вкусное мясо тандыр-кабоб, сочные ташкентские шашлыки, экзотический хорезмский тухум-барак – список этот можно продолжать бесконечно. И, что интересно, каждый район славится своим блюдом. К примеру, если вы захотите попробовать лучшую самсу, то нужно отправляться в Джизак. Даже традиционный и всеми любимый плов в каждом городе готовят по-своему: в Ташкенте перед приготовлением плова все ингредиенты обжаривают, а в Самарканде овощи кладут слоями и распаривают их. Различается плов и по цвету: в Самарканде он светлый, а в Ферганской долине тёмный. Есть, кстати, одна очень интересная легенда, которая рассказывает о появлении плова.
В конце XIV века основатель империи Тимуридов хан Тимур обратился к мулле, озабоченный тем, что воины часто голодали и не имели достаточно сил для полноценного боя. Мулла посоветовал: «Надо взять большой чугунный котел. Положить в него мясо не старых, но и не очень молодых барашков, отборный рис, разбухающий от гордости, что будет съеден смелыми воинами, молодую морковь, краснеющую от радости, и острый лук, жалящий подобно мечу высокочтимого эмира. Все это надо варить на костре до тех пор, пока аромат приготовленного блюда не достигнет небес, а повар не свалится в изнеможении». Плов отлично показал себя в действии и не раз выручал тамерланово войско.
Узбекская кухня, пожалуй, одна из самых богатых на Востоке. Каждое из узбекских блюд имеет свои традиционные ритуалы и способы приготовления.