En Ar

Культ святых в российском исламе

05 декабря 2023

 

При отстраненном взгляде культ святых в исламе представляется чем-то оторванным от современности, пережитком суеверий минувших эпох, несовместимых с рационализмом и динамикой жизни прогрессивного человека. Но при большем внимании в этом явлении возможно разглядеть источник закономерностей развития религии, характеристики исторических форм ислама в различных краях, и найти основания для взаимодействия ислама с другими конфессиями. В таком контексте можно упомянуть Марьям – одну из самых почитаемых женщин в исламе, или паломничество мусульман в город Аль-Кудс и другие святые места Ближнего Востока.


Многие исследователи полагают, что несмотря на принципиальное отличие понятия «святости» в догматике христианства и ислама, в ритуальной практике и формах оформления культа прослеживается больше совпадений, чем различий. Но мусульманские святые не утверждаются никакими особенными решениями, в исламе нет процедуры определения святости, не существует официальных списков святых. Существуют народные предания, письменные источники, места захоронения и также различные богословские мнения по поводу темы. Например, предложение отказаться от слова «святой» в пользу мусульманского «вали», произошедшее от арабского слова «аулийа’» – «приближенный, находящийся под покровительством Аллаха».


Понятие «святости» в исламе всегда было своеобразным интеллектуальным вызовом. Оно порождало и все еще вызывает ожесточенные споры как среди мусульман, так и среди ученых, протесты как с Запада, так и с Востока. В советской науке, ввиду запрета на изучение ислама, существовал интерес к «доисламским» корням образов и ритуалов, связанных с культом святых. Сегодня отечественные исследователи понимают, что изучения также требует исламский характер явления, неизбежно приобретенный им при встрече с религией.


Культ святых всегда играл важную роль в традиционной духовной культуре мусульманских народов России, будучи одной из составляющих так называемого «бытового ислама» – комплекса религиозных представлений и ритуалов в повседневной действительности. Культ святых составляют несколько элементов, первостепенным из которых можно назвать предания и письменные источники, раскрывающие аспекты святости религиозного деятеля. Сакрализация фигуры святого в народной памяти происходила при удовлетворении некоторых критериев: буквальное следование шариату, праведность, нестяжательство, мистические духовные и физические способности.


Последний критерий выступал для местных жителей наиболее понятным и ярким основанием для сакрализации человека. Святой Шериф-Али-Буба из лезгинского селения Ялджуг в Дагестане, живший в первой половине XIX века, согласно легендам, мог внезапно исчезать и так же внезапно появляться, совершая во время своего отсутствия путешествие, например, в Мекку. Святой Сяйфулла-мулла из села Латышовка в Республике Мордовия, по свидетельствам современников, обладал даром «видеть будущее» – к нему за советом приезжали даже представители советских и партийных органов.


Фигуры мусульманских святых в разных регионах России отличаются. Появление культа у мусульман Поволжья ассоциируют со стремлением сохранить древние ритуалы почитания предков и рода. Мусульманские святые Кавказа связаны со священными войнами за обращение местных народов в ислам; святые Западной Сибири чаще являются древними миссионерами, принявшими мученическую смерть от язычников; святых Астраханской области почитают за праведную жизнь и служение людям.


Места захоронения святых являются следующим важным элементом культа. В исламской традиции эти места, как и сам процесс паломничества к ним, носит название «зиярат» – особое значение для мусульман имеет посещение могилы пророка Мухаммеда ﷺ в Медине после совершения хаджа. Как правило, конечная цель зиярата заключается в получении благодати и покровительства от святого. К могиле упомянутого выше святого Шерифа-Али-Бубы обращались при засухе, бездетности, различных болезнях, здесь совершали зикры. На Кавказе места поклонения, связанные с каким-либо из местных святых, называют «пир».


На территории Татарстана, по местным легендам, в Тетюшском районе находятся могилы мусульманских проповедников времен Булгарского ханства, то есть X-XI веков. Места захоронения почитаются среди татарских мусульман и носят название «изгелэр кабэре» – могила святых. Святилища мусульман Западной Сибири – «астана» – обычно представляют собой мавзолей в форме большого многоугольного сруба в пять-девять венцов. Ввиду отсутствия в ранней исламской традиции устанавливать могильную плиту, священные места могли приурочиваться к каким-либо выдающимся архитектурным или природным объектам.


Третьим, заключительным и не менее важным элементом культа святых является ритуал поклонения. В целом, он единообразен и предусматривает похожие составляющие: побудительный мотив для совершения паломничества, правила посещения могилы и уход за ней. Важно отметить, что паломничество совершается с целью разрешения сложной жизненной ситуации, при этом просьбы обращены не к святому, а к Всевышнему Аллаху. Считается, что молитва у могилы святого точно будет услышана Богом. На могиле запрещается сквернословить, высказывать дурные помыслы, громко говорить, быть неопрятным, брать с нее что-то и уносить с собой. Все просьбы должны сопровождаться традиционными исламскими молитвами, например, это может быть сура «Аль-Ихлас».


За могилой святого ухаживают особые люди –  смотрители, которые выступают одним из важнейших компонентов религиозной культуры поминания святых. Круг обязанностей смотрителя широк – это и сбор средств на установку и поддержание памятника, и организация паломничества, и проведение поминальных молитв. Право смотрителя подтверждается представлениями о духовном, а иногда и реальном, родстве с похороненным в близлежащей местности святым. Получение дара смотрителя является следствием определенных обстоятельств (например, явление захороненного святого во сне) и сопровождается специальными обрядовыми действиями.


Исследователей мусульманского культа святых в Западной Сибири привлекла одна особенность – большинство смотрителей за священными могилами это женщины. По их мнению, нарушение традиционного порядка обретения дара смотрителя произошло вследствие прямых репрессий против мужчин, исполнявших религиозные функции в эпоху атеистической пропаганды Советского Союза.


В советское время в связи с массовым закрытием мечетей именно кладбища становились для российских мусульман сакральным пространством, в границах которых осуществлялись активные религиозные действия: ритуалы похорон и поминаний, коллективные намазы. Являясь неотъемлемым элементом бытового ислама, почитание святых, паломничество к их могилам выступало важным фактором сохранения религиозных традиций в условиях атеистической политики советского государства. Современный интерес к явлению порождает дискуссии о ритуальной стороне ислама и каноничности отдельных обрядов, и несомненно, связан с возрождением религиозного самосознания в России.

 

 

ГСВ "Россия - Исламский мир"

Фото: Nick Fewings/Unsplash