En Ar

Ливан и Россия. Отношения в области исламского искусства на примере четырех художников

30 января 2023

 

Отношения между Россией и Ливаном в области исламского искусства формируются веками культурного обмена, политических конфликтов и взаимного влияния. В то время как у двух стран были исторически сложные отношения, были примеры сотрудничества и взаимного уважения в области искусства.


В 19 веке многие ливанские художники и интеллектуалы смотрели на Россию как на источник вдохновения и как на соратника в создании нового, глобализированного мира искусства. В то же время многие российские художники и интеллектуалы также смотрели на Ливан как на катализатор творчества.

 

Ливан и Россия. Отношения в области исламского искусства на примере четырех художников

Фото: salibadouaihy.com

 

Одним из самых знаменитых ливанских художников, сотрудничавших с Россией, является Салиба Дуайи, выдающийся художник, известный своими подробными, реалистичными картинами и рисунками. Он был заметен своими работами в стиле модерн, на которые сильно повлияло исламское искусство и архитектура. Дуайи путешествовал по России и находился под сильным влиянием искусства и культуры страны. Его работы считаются отличным отражением взаимного влияния двух культур.

 

Ливан и Россия. Отношения в области исламского искусства на примере четырех художников

Фото: salibadouaihy.com

 

В 1950-х годах Дуайи был приглашен в Россию советским правительством. Во время своего пребывания там он смог посетить Эрмитаж в Санкт-Петербурге, в котором хранится одна из крупнейших коллекций исламского искусства в мире. Этот опыт оказал глубокое влияние на творчество Дуайи, и он начал включать элементы исламского искусства в свои картины. Он также сотрудничал с русскими художниками, в том числе с известным художником и сценографом Александром Яковлевым.


Поездка Дуайи в Россию стала не только источником вдохновения для его искусства, но и дала ему возможность продемонстрировать свои работы новой аудитории. Его картины выставлялись в Москве и других городах, его хвалили за умелое использование цвета и умение передать атмосферу Ближнего Востока.

 

Ливан и Россия. Отношения в области исламского искусства на примере четырех художников

Фото: salibadouaihy.com

 

В целом сотрудничество ливанского художника Салибы Дуайи и России было продуктивным и взаимовыгодным. Дуайи смог по-новому взглянуть на свое искусство и пообщаться с другими художниками, в то время как Россия смогла получить представление о культуре и искусстве Ближнего Востока благодаря его работам.

 

Ливан и Россия. Отношения в области исламского искусства на примере четырех художников

Фото: Centro Studi e Ricerche di Orientalistica

 

Еще один известный ливанский художник, сотрудничавший с Россией, — Юссеф Ховаек. Он известен своими работами в стиле ар-деко, на которые также сильно повлияло исламское искусство и архитектура.

 

Ливан и Россия. Отношения в области исламского искусства на примере четырех художников

Фото: Edeyrn87/Creative Commons 4.0

 

Юссеф Ховаек родился в Бейруте и изучал искусство во Франции, но позже вернулся в Ливан, где зарекомендовал себя как выдающийся художник. Хотя работа Ховаека в первую очередь связана с Ливаном, у него также были значительные связи с Россией.

 

Ливан и Россия. Отношения в области исламского искусства на примере четырех художников

Фото: Centro Studi e Ricerche di Orientalistica

 

В 1920-е годы Ховаек был приглашен советским правительством в Россию, где участвовал в выставках и культурных мероприятиях. Ховаек также смог посетить Эрмитаж в Санкт-Петербурге и другие музеи в Москве, что оказало глубокое влияние на его творчество.

 

Ливан и Россия. Отношения в области исламского искусства на примере четырех художников

Фото: Public Domain

 

Но не только ливанские деятели искусств приезжали в Россию. Одним из самых известных русских художников, сотрудничавших с ливанскими, являлся Марк Шагал. Шагал был известен своими работами в стиле фовизма, на которые сильно повлияло исламское искусство.


Марк Шагал был русско-французским художником, известным своими самобытными красочными картинами и использованием символов и образов из еврейского фольклора.

 

Ливан и Россия. Отношения в области исламского искусства на примере четырех художников

Фото: Public Domain

 

В 1930-х годах Шагал был приглашен французским правительством в Ливан для работы над серией фресок для нового Национального музея Бейрута. Он провел несколько месяцев в Ливане, где смог посетить древние руины Библоса, Тира и другие исторические места. Он также смог связаться с местным сообществом ливанских художников, в которое входили такие художники, как Салиба Дуайи и Юссеф Ховаек.


Пребывание Шагала в Ливане стало источником вдохновения для его искусства, и на него особенно повлияли яркие цвета и богатая история страны. Он создал серию картин и фресок, на которых изображены элементы ливанской культуры и пейзажи, такие как кедры Ливана, которые являются национальным символом страны.


Шагал также несколько раз возвращался в Ливан и говорил, что всегда питал особую привязанность к этой стране. Он был очарован ее историей, культурой и искусством и чувствовал глубокую связь с ее жителями.

 

Ливан и Россия. Отношения в области исламского искусства на примере четырех художников

Фото: Public Domain

 

В целом путешествие Шагала в Ливан было важным опытом, который повлиял на его искусство и сформировал его понимание Ближнего Востока. Его картины и фрески того времени считаются ценным вкладом в культуру и историю Ливана.

 

Ливан и Россия. Отношения в области исламского искусства на примере четырех художников

Фото: Public Domain

 

Еще одним русским художником, вдохновленным ливанским искусством, является Иван Айвазовский (1817-1900). Он считается одним из величайших художников-маринистов всех времен. Иван Айвазовский много путешествовал по Средиземноморью, включая Ливан.

 

 

Ливан и Россия. Отношения в области исламского искусства на примере четырех художников

Фото: Public Domain

 

Во время путешествия по Ливану Айвазовского особенно поразила красота средиземноморского побережья с его крутыми скалами и прозрачной голубой водой. Он написал множество морских пейзажей и пейзажей, передающих уникальный свет и атмосферу региона. На него также повлияла местная культура, и он включил в свои картины элементы ливанской архитектуры, костюмов и местных обычаев.


Картины Айвазовского из Ливана и Средиземноморья считаются одними из лучших его работ и высоко ценятся за их техническое мастерство и способность запечатлеть красоту региона. Его картины считаются ценным представлением культуры и истории Ливана и Средиземноморья.

 

Ливан и Россия. Отношения в области исламского искусства на примере четырех художников

Фото: Public Domain

 

В заключение следует отметить, что отношения между Россией и Ливаном в области исламского искусства отражены в творчестве многих художников, даже опосредованно. Вышеупомянутые ливанские и российские художники, такие как Салиба Дуайи, Юссеф Ховаек, Марк Шагал и Иван Айвазовский, являются примерами того, как две культуры повлияли друг на друга. Это проявляется в работах этих выдающихся художников, что делает эти произведения искусств прекрасным отражением отношений между Россией и Ливаном в области исламского искусства.

 

 

ГСВ "Россия - Исламский мир"