En Ar

Мост Тегеран – Уфа – Казань. Когда каллиграфия - это способ укрепления культурных и духовных связей

20 декабря 2019

Грозный, Тегеран, Уфа, Казань – что связывает эти четыре точки земного шара? А общее у них есть. Это два имени – Насер Тавуси и Лира Сулейман, имена двух каллиграфов, работы которых сегодня были презентованы в стенах Музея исламской культуры в рамках выставки «Мост Тегеран – Уфа – Казань».


Партнёрами выставки стал фонд исследований исламской культуры имени Ибн Сины (Москва), который осуществляет просветительскую деятельность совместно с ведущими российскими и зарубежными научно-исследовательскими институтами.


- Наш Фонд работает более десяти лет. Одно из наших основных направлений деятельности – это работа в сфере исламского искусства, - отметил президент Фонда Ибн Сины Хамид Хадавимогаддам. – Хочу подчеркнуть, что достоинством исламского искусства является его продолжительная и очень богатя история, имеющая многовековую историю, продолжающуюся и сегодня. К тому же именно изобразительное искусство мусульманского мира является тем языком, который не требует дополнительных навыков или переводчиков, поскольку это есть разговор сердца с сердцем.


Экспозиция представляет собой совместную работу мастера каллиграфии Насера Тавуси (Тегеран, Иран) и художника-декоратора Лиры Сулейман (Уфа, Россия). Интересно, что специально для этого проекта Насер Тавуси выполнил 20 каллиграфических работ, которые демонстрируют зрителю легкость движения калама в руке мастера и ясность каллиграфического выражения коранических цитат. А уже на основе его эскизов Лира Сулейман создала картины в смешанных техниках. В своих работах она добавила объём и динамичность. С учётом смысла текста, каждая работа нашла своё цветовое решение, индивидуальный материал. Художник выполняет композиции на дереве и бумаге, использует кристаллы Swarovski, малахит и горный хрусталь.


Как отмечает сам директор Музея исламской культуры Ильнур Низамиев, такой плодотворный рабочий тандем оказался возможен благодаря встречи двух специалистов своего дела в Грозном, где Насер Тавуси был в числе членов жюри, а Лира Сулейман стала победителем проходившего там конкурса.


- Эскизы Насера Тавуси демонстрируют основу, лаконичное совершенство, из которого вырастают дышащие энергией композиции Лиры Сулейман.  Работы мастеров из Ирана и России открывают зрителю дверь в мастерскую, и показывают, как создаётся произведение искусства. Проект Насера Тавуси и Лиры Сулейман – это диалог художественных традиций и поиск нового творческого выражения извечных истин Корана.


По словам самого Насера Тавуси, сотрудничество с Лирой Сулейман оказалось более, чем плодотворным.


- То, чем я занимаюсь, - это классическая каллиграфия, а госпожа Лира Сулейман использует современные техники в своей работе. Должен сказать, что искусство – это наиболее очевидное и естественно воспринимаемое из всех отраслей культуры. К тому же его наследие существенно превосходит наследие других культурных направлений. К сожалению, классическое искусство в современную эпоху начинает забываться. Такой синтез техник позволяет его оживить и сделать отвечающим потребностям сегодняшней эпохи.


Идея создания подобной коллаборации родилась непосредственно в городе Грозный.


- Мы считаем очень важным иметь в каждом доме напоминание о Всевышнем. Поэтому предметом нашей коллекции мы выбрали суры из Корана, восхваление Творца, - подчеркнула Лира Сулейман. – Что касается названия выставки «Мост Тегеран – Уфа – Казань», то оно неслучайно. Мы хотели подчеркнуть дружественность наших республик, что даже на расстоянии можно вместе творить, укрепляя наши культурные и духовные связи.


Особенность и значимость проведения подобных мероприятий подчеркнула директор музея-заповедника Казанский Кремль Зиля Валеева.


- Каждый раз, представляя авторов каллиграфии, совершенно по-новому перечитываешь Коран. Такое многовековое искусство несёт в себе многовековое богатое наследие. Но при этом этот жанр творчества продолжает развиваться, пример тому мы можем наблюдать и сегодня. Экспозиция знакомит нас с новым, модернизированным взглядом на древнее искусство. Практически на наших глазах создаются подобные коллаборации. Конечно, вперёд можно идти разными путями, но не стоит забывать о богатейшем наследии. Нельзя отрицать и серьёзный вклад в становление и распространение каллиграфии наших татарских мастеров с уникальной техникой татарского шамаиля.

 

Для справки: Доктор Насер Тавуси – каллиграф, доктор философских и кандидат технических наук, доцент Лондонского Университета, Член Верховного совета ассоциации каллиграфов.


Лира Сулейман – художник-декоратор, спикер Фестиваля Корана в Москве (2016-2018), обладатель первого места Международного конкурса каллиграфии (Грозный, 2019).

 

Мост Тегеран – Уфа – Казань. Когда каллиграфия - это способ укрепления культурных и духовных связей

 

Мост Тегеран – Уфа – Казань. Когда каллиграфия - это способ укрепления культурных и духовных связей

 

Мост Тегеран – Уфа – Казань. Когда каллиграфия - это способ укрепления культурных и духовных связей

 

Мост Тегеран – Уфа – Казань. Когда каллиграфия - это способ укрепления культурных и духовных связей

 

Мост Тегеран – Уфа – Казань. Когда каллиграфия - это способ укрепления культурных и духовных связей

 

Мост Тегеран – Уфа – Казань. Когда каллиграфия - это способ укрепления культурных и духовных связей

 

Мост Тегеран – Уфа – Казань. Когда каллиграфия - это способ укрепления культурных и духовных связей

 

Мост Тегеран – Уфа – Казань. Когда каллиграфия - это способ укрепления культурных и духовных связей

 

Мост Тегеран – Уфа – Казань. Когда каллиграфия - это способ укрепления культурных и духовных связей

 

Мост Тегеран – Уфа – Казань. Когда каллиграфия - это способ укрепления культурных и духовных связей

 

Мост Тегеран – Уфа – Казань. Когда каллиграфия - это способ укрепления культурных и духовных связей

 

Мост Тегеран – Уфа – Казань. Когда каллиграфия - это способ укрепления культурных и духовных связей

 

Мост Тегеран – Уфа – Казань. Когда каллиграфия - это способ укрепления культурных и духовных связей

 

Мост Тегеран – Уфа – Казань. Когда каллиграфия - это способ укрепления культурных и духовных связей

 

Мост Тегеран – Уфа – Казань. Когда каллиграфия - это способ укрепления культурных и духовных связей

 

Мост Тегеран – Уфа – Казань. Когда каллиграфия - это способ укрепления культурных и духовных связей

 

Мост Тегеран – Уфа – Казань. Когда каллиграфия - это способ укрепления культурных и духовных связей

 

Мост Тегеран – Уфа – Казань. Когда каллиграфия - это способ укрепления культурных и духовных связей

 

Мост Тегеран – Уфа – Казань. Когда каллиграфия - это способ укрепления культурных и духовных связей

 

Мост Тегеран – Уфа – Казань. Когда каллиграфия - это способ укрепления культурных и духовных связей

 

Мост Тегеран – Уфа – Казань. Когда каллиграфия - это способ укрепления культурных и духовных связей

 

Мост Тегеран – Уфа – Казань. Когда каллиграфия - это способ укрепления культурных и духовных связей

 

Мост Тегеран – Уфа – Казань. Когда каллиграфия - это способ укрепления культурных и духовных связей

 

Мост Тегеран – Уфа – Казань. Когда каллиграфия - это способ укрепления культурных и духовных связей

 

Мост Тегеран – Уфа – Казань. Когда каллиграфия - это способ укрепления культурных и духовных связей

 

Мост Тегеран – Уфа – Казань. Когда каллиграфия - это способ укрепления культурных и духовных связей

 

Мост Тегеран – Уфа – Казань. Когда каллиграфия - это способ укрепления культурных и духовных связей

 

Мост Тегеран – Уфа – Казань. Когда каллиграфия - это способ укрепления культурных и духовных связей

 

Мост Тегеран – Уфа – Казань. Когда каллиграфия - это способ укрепления культурных и духовных связей

 

Мост Тегеран – Уфа – Казань. Когда каллиграфия - это способ укрепления культурных и духовных связей

 

Мост Тегеран – Уфа – Казань. Когда каллиграфия - это способ укрепления культурных и духовных связей

 

Мост Тегеран – Уфа – Казань. Когда каллиграфия - это способ укрепления культурных и духовных связей

 

Мост Тегеран – Уфа – Казань. Когда каллиграфия - это способ укрепления культурных и духовных связей

 

Мост Тегеран – Уфа – Казань. Когда каллиграфия - это способ укрепления культурных и духовных связей

 

Мост Тегеран – Уфа – Казань. Когда каллиграфия - это способ укрепления культурных и духовных связей

 

Мост Тегеран – Уфа – Казань. Когда каллиграфия - это способ укрепления культурных и духовных связей

 

Мост Тегеран – Уфа – Казань. Когда каллиграфия - это способ укрепления культурных и духовных связей

 

Мост Тегеран – Уфа – Казань. Когда каллиграфия - это способ укрепления культурных и духовных связей

 

Мост Тегеран – Уфа – Казань. Когда каллиграфия - это способ укрепления культурных и духовных связей

 

Мост Тегеран – Уфа – Казань. Когда каллиграфия - это способ укрепления культурных и духовных связей

 

Мост Тегеран – Уфа – Казань. Когда каллиграфия - это способ укрепления культурных и духовных связей

 

Мост Тегеран – Уфа – Казань. Когда каллиграфия - это способ укрепления культурных и духовных связей

 

Мост Тегеран – Уфа – Казань. Когда каллиграфия - это способ укрепления культурных и духовных связей

 

Мост Тегеран – Уфа – Казань. Когда каллиграфия - это способ укрепления культурных и духовных связей

 

Мост Тегеран – Уфа – Казань. Когда каллиграфия - это способ укрепления культурных и духовных связей

 

Мост Тегеран – Уфа – Казань. Когда каллиграфия - это способ укрепления культурных и духовных связей

 

Мост Тегеран – Уфа – Казань. Когда каллиграфия - это способ укрепления культурных и духовных связей

 

Мост Тегеран – Уфа – Казань. Когда каллиграфия - это способ укрепления культурных и духовных связей

 

Мост Тегеран – Уфа – Казань. Когда каллиграфия - это способ укрепления культурных и духовных связей

 

Мост Тегеран – Уфа – Казань. Когда каллиграфия - это способ укрепления культурных и духовных связей

 

Ильмира Гафиятуллина