En Ar

Мухаммад ﷺ в трудах отдельных историков

26 февраля

Мухаммад ﷺ становится одной из главных фигур в европейской ориенталистике второй половины XIX века. Историческая роль «пророка и героя» (в понимании британского историка Томаса Карлейля и американского писателя Вашингтона Ирвинга) отрицалась другими авторами, формируя противоположное научное мнение. Необходимость по-новому осмыслить жизнь Мухаммада ﷺ как деятеля, принесшего в мир ислам, была продиктована службой европейской науки на благо колониальной политике. По мнению исламских мыслителей, западная ориенталистика преследовала цель духовного опустошения мусульман, чтобы материальное обогащение метрополии проходило еще проще.


Для Алоиса Шпренгера, немецкого востоковеда и автора изданного в 1861 году сочинения «Жизнь и учение Мухаммада», личность Пророка ﷺ не была исключительной. Ислам, по его мнению, возник из духа и потребностей времени, а духовный лидер всех мусульман оказался лишь прикладной фигурой в этом процессе. Шпренгер считал, что Мухаммаду ﷺ удалось придумать долговечную религию только потому, что она удовлетворяла коренные инстинкты арабов. Поражает, что немецкий ученый, служивший в британской Ост-Индской компании, упускал из виду факт распространения ислама далеко за пределы арабской нации.


Шпренгер пытается разоблачить Мухаммада ﷺ как пророка, показать его несостоятельность в этом качестве, низвести до положения политика, сумевшего лишь построить Халифат. В своей явной агрессии автор напирает на личные слабости Пророка ﷺ, «обнаруживая лицемерие, обман, коварство, хитрую расчетливость, грубую чувственность и порою даже холодную жестокость», – отмечает профессор Михаил Петров в своих «Очерках из всеобщей истории», впервые изданных в 1886 году. Петров противопоставляет мнению Шпренгера точку зрения другого автора – французского историка Эрнеста Ренана. Последний полагал, что нельзя судить о Мухаммаде ﷺ как шарлатане, опираясь на нравственные понятия XIX века.


Профессор Харьковского Императорского университета Михаил Назарович Петров стал первым, кто включил фигуру Мухаммада ﷺ и тему ислама в область российского изучения всеобщей истории. «Очерки» Петрова, основанные на трудах Шпренгера и Ренана, во многом носили компилятивный характер. Однако современные российские исследователи Фарит Ахмадиев, Игорь Востриков и Геннадий Шарафутдинов в коллективной работе 2023 года отмечают, что профессор Петров также стремился по-своему переосмыслить значение Мухаммада ﷺ для мировой истории.


Возвращаясь к сочинению Шпренгера «Жизнь и учение Мухаммада», стоит отметить, что немецкий автор использовал текст Корана, объясняя происхождение отдельных аятов. Учитывая убежденность Шпренгера в душевной болезни Мухаммада ﷺ, а также допускаемую немецким ученым личную психологическую драму Пророка ﷺ, довольно легко представить содержание трактовок священного текста, осуществленных западным востоковедом. При этом нельзя оставить без внимания, что Шпренгер восхищался фигурой второго праведного халифа Умара ибн аль-Хаттаба.


По мнению Эрнеста Ренана Мухаммад ﷺ был предприимчивым человеком, который стал пророком только благодаря «плоду совокупного действия времени, местных условий и обстоятельств», – указывает профессор Петров. Российский автор также приводит размышления Ренана о «вековой неподвижности патриархальной древнеарабской жизни», причиной которой является «бедность духовной организации арабов, да и вообще всех семитов». Эти мысли французский историк излагает в «Очерках по истории религии».


Что можно сказать по этому поводу? В своей книге «Жизнь Иисуса», опубликованной в 1863 году, Ренан попытался избавить новозаветную историю от сверхъестественных и чудесных элементов, представив Иисуса Христа лишь как особенного проповедника. Известно также, что французский историк религии под влиянием европейской философии испытал кризис веры: Ренан собирался стать священником, но разочаровался в церковном христианстве и даже сожалел о том, что он не протестант.


Голословные объявления собственных оппонентов в «безумстве» на фоне публикуемых в СМИ лживых слухов, как например, о «неизлечимой болезни», характерны для современной медиасреды. Большинство ее пользователей становятся свидетелями широких агрессий, построенных на методах европейских ориенталистов XIX века и направленных против государств, отстаивающих многополярное мироустройство. Это лишь подчеркивает безосновательность некоторых выводов, совершенных учеными прошлого и настоящего в попытке навязать отсутствие здравого смысла в собственных головах всему остальному миру.

 

 

ГСВ "Россия - Исламский мир" 

Фото: AishaAbdel/Creative Commons 4.0