Одесса славилась как один из важнейших узлов в традиционном паломническом маршруте российских мусульман. В прежнем городе с названием Хаджибей мусульмане жили еще во времена Османской империи. Ранее, многие столетия эти земли занимала Едисанская Орда. После Русско-турецкой войны в конце XVIII века территория отошла России по мирному договору. Вскоре город получил новое имя – Одесса. Согласно архивам, в 1827 году здесь проживало почти полторы тысячи мусульман. Они были выходцами из Турции, не принявшими российского подданства. Со временем число мусульман уменьшилось, но уже с конца XIX века их количество начинает неуклонно расти.
Именно в Одессе, до революции в Российской Империи, располагалась центральная контора по переправке паломников в Джидду через Стамбул. В Президентской библиотеке имени Б.Н. Ельцина хранятся планы строительства в городе гостиницы «Дом паломников» («Хаджи-хане»), датированных 1830-1840 годами. Казанский автор Гали Риза отмечает в путеводителе (название которого вольно можно перевести «Как обманывают паломников»), что российским единоверцам лучше добираться через Одессу: это пять или шесть больших и надежных пароходов каждую неделю. Всплеск евразийского трафика хаджа через Одессу даже привлек внимание шарифа Мекки в далекой Аравии.
Помимо мечети к услугам паломников предоставлялась гостиница «Москва», которой владели касимовские татары. Но существующие условия не удовлетворяли растущее количество пилигримов. Две-три недели в переполненном вагоне до Одессы завершались невозможностью отдохнуть по прибытии. Подобные обстоятельства привели к попытке открыть «Хаджи-хане» в 1907-1908 годах. Первым идею предложил местный «хадж-оператор», морской офицер в отставке Петр Гуржи. Многолетний опыт перевозок паломников позволил господину Гуржи составить комплексный план на сезон хаджа 1907 года. План охватывал продажу билетов и размещение паломников.
C разрешения градоначальника Одессы Ивана Толмачева была основана компания «Центральное Одесское управление перевозок мусульманских паломников в Джидду пароходом». Петр Гуржи также привлек к работе одесского муллу Сабирджана Сафарова, судоходное общество «Добровольный флот» и Русское общество пароходства и торговли, гидов для сопровождения паломников. Для должностных лиц, участвующих в организации хаджа, были составлены списки правил и инструкций. Осенью 1907 года господину Гуржи удалось устроить размещение и предоставить транспорт для более чем 10 000 паломников, прибывших с целью транзита через Одессу.
Облегчить тяжелые условия паломничества также вызвался потомственный почетный гражданин, «сарт по происхождению» Саид-Гани Саидазимбаев, согласно материалам газеты «Голос правды» от 24 января 1908 года: «пользующийся известностью среди местного населения мусульманин, популярный во времена покорения Туркестанского края своими действиями (выкуп пленных, отпуск рабов и другое)». В марте 1908 года господин Саидазимбаев был назначен руководителем паломнического движения. Многим понравилась его идея сооружения в крупных центрах трафика хаджа особых вокзалов, оборудованных местами размещения.
Одухотворенный успехом в Ташкенте, Саид-Гани Саидазимбаев задумывает строительство мусульманских вокзалов в Одессе и Феодосии. Однако, там не оказывается свободных территорий, а из вокзала в Ташкенте приходят плохие новости. Когда мусульмане начали там останавливаться, за одну ночь, задохнувшись, умерло пять человек. Комиссия нашла новый вокзал непригодным для эксплуатации. После этого Саидазимбаев едет в Петербург, где существенную помощь ему оказывает депутат Галиаскар Сыртланов. Депутату удается получить аудиенцию у Министра внутренних дел Петра Столыпина, и убедить последнего в перспективах затеянного Саидазимбаевым.
В результате предприниматель развернул рекламную кампанию о том, что в Одессе для паломников функционирует «хаджи-хане». В популярной местной газете «Одесский листок» был размещен фоторепортаж известного фотографа Якова Белоцерковского с рекламным текстом, содержащим описание высокого уровня комфорта и всех необходимых для паломников услуг. Вопрос с конкуренцией Саид-Гани Саидазимбаев решил следующим образом: Петр Гуржи получал «три рубля с головы паломника», если отказывался от собственного предприятия. Но проблема заключалась в том, что Саидазимбаев не владел ситуацией, рассчитывая лишь на свой административный ресурс.
В действительности «хаджи-хане» в Одессе отличалась от представленного в рекламе. Пребывание в комплексе было фактически принудительным. От 300 до 800 человек неделями ждали парохода в «хаджи-хане», оплачивая дорогие услуги в далеко не идеальных условиях проживания. Жандармы не позволяли паломникам покупать сравнительно дешевые билеты на пароходы других компаний, кроме судов «Добровольного флота», с которым у Саидазимбаева был заключен договор. В лоббировании интересов российских пароходных компаний обвинили и одесского муллу Сабирджана Сафарова – в одном из газетных сообщений от 1909 года.
Многое из того, что Саидазимбаев говорил Столыпину и другим должностным лицам в правительстве, не соответствовало настоящему положению дел. У предпринимателя не было предыдущего опыта организации хаджа. Оказалось, что его не очень любили мусульмане в Туркестане, откуда направлялся основной поток паломников. В российской прессе разгорелся скандал вокруг фигуры Саидазимбаева. Волна, поднятая в печати, докатилась до Самарканда, где в дело вмешался местный военный губернатор. Главный штаб Азиатского отдела направил запрос в Департамент полиции, на что получил ответ: назначение Саидазимбаева руководителем паломничества внесено в циркуляры по ошибке.
Вследствие недовольства со стороны мусульманского сообщества в 1909 году в Петербурге началось следствие по деятельности Саид-Гани Саидазимбаева. Но другие события (например, нападения бедуинов на пилигримов в Хиджазе) отвлекли внимание общественности, и страсти улеглись. Личность Саидазимбаева сложно оценить однозначно. С одной стороны, он действительно хотел улучшить условия передвижения паломников по железным дорогам России и по морю до Джидды. Другое дело, каким образом и какими средствами он добивался этого, и как реагировало само мусульманское общество. Государственные награды Саидазимбаева также говорят о незаурядности деятеля.
Российское правительство сохранило одесский комплекс «хаджи-хане», но отменило обязательность пребывания там паломников. Частным компаниям позволили вернуться. Контроль над своей конторой восстановил Петр Гуржи, переименовав ее в 1909 году в «Общество по перевозке мусульманских паломников». Громкое «дело» вокруг предприятия Саидазимбаева лишь подтвердило значимость Одессы в качестве транзитного узла в паломническом движении российских мусульман. Удивительно, но сложившаяся в дореволюционный период инфраструктура для хаджиев использовалась и в советское время – но это уже другая история.
ГСВ "Россия - Исламский мир"
Фото: Konevi/Pixabay