En Ar

Один из символов казанского ислама

24 сентября

 

В конце августа 2024 года Раис Татарстана и председатель ГСВ «Россия – Исламский мир» Рустам Минниханов, Государственный советник Татарстана Минтимер Шаймиев и Муфтий Татарстана Камиль Самигуллин посетили мечеть «Аль-Марджани» в связи с завершением реставрации культового сооружения. Восстановление Первой соборной мечети города Казани подчеркивает планомерный характер деятельности Татарстана по сохранению исторической памяти. Бережное отношение к собственному архитектурному наследию является значительным фактором развития любого народа.


Памятники истории и культуры важно не только сохранить, но и интегрировать в жизнь современного общества. Богатый опыт Татарстана в этой сфере уже включает в себя небывалый по масштабу проект возрождения Великого Болгара и острова-града Свияжск, получивший высокие оценки мировой общественности. Сегодня фасадам «Аль-Марджани», воздвигнутым в XVIII веке, вернули исторический облик в барочном стиле: восстановили декор, карнизы и тяги, окна и изделия из декоративно-художественного металла. Одновременно с этим заменили системы вентиляции и отопления, обновили водопровод и сети электроснабжения мечети.


В открытии мечети после реставрации также приняли участие мэр Казани Ильсур Метшин, председатель Комитета РТ по охране объектов культурного наследия Иван Гущин и имам-хатыйб «Аль-Марджани» Мансур Джалялетдинов, занимающий эту должность с 1995 года. В книге татарских историков Радика Салихова и Рамиля Хайрутдинова «Исторические мечети Казани», выпущенной в 2005 году, Мансур хазрат отмечает историческую преемственность между разными поколениями казанских мусульман, которая сохраняется в «Аль-Марджани» благодаря ее посещению пожилыми людьми, чьи отцы и деды тоже молились здесь.


История «Аль-Марджани» наделяет эту мечеть статусом особого архитектурного памятника, который, спустя века, продолжает выполнять свою функциональную задачу. Звание одного из ярких символов казанского ислама, формирующего уникальный национальный колорит города, оправдывает тот факт, что даже в годы советской атеистической пропаганды «Аль-Марджани» оставалась открытой для прихожан. Уходившие на Великую Отечественную войну мужчины читали в мечети дуа; здесь собирали помощь для фронта и помогали семьям. В наше время прихожанки организовали мастерскую, где они изготавливают необходимые для бойцов СВО маскировочные сети и окопные свечи.


Мечеть «Аль-Марджани» – обязательный объект для показа при посещении туристами Старо-Татарской слободы. Интерес гостей столицы Татарстана является результатом процесса реконструкции исторического центра Казани, в котором с начала XXI века принимают участие общественность и органы государственной власти. Туристы со всего мира могут увидеть олицетворение важного этапа становления России как многонационального и многоконфессионального государства.


«Аль-Марджани» стала первой каменной мечетью, построенной в Казани после ее присоединения к России Иваном Грозным. Мечеть была возведена благодаря деньгам, собранным казанцами, но решающим фактором для ее строительства стал указ императрицы Екатерины II, объявивший о толерантном отношении к различным религиозным конфессиям в России. Художественное оформление «Аль-Марджани» представляет собой синтез провинциального барокко и элементов национального декоративного искусства, с исторически характерным для татарских мечетей единственным минаретом, восходящим из крыши здания.


Когда мечеть строилась, городские власти посчитали минарет чересчур высоким. Свое недовольство они выразили Екатерине II, написав ей письмо, в котором содержалось следующее: «Ты хоть и дала мусульманам разрешение на строительство мечетей, но они строят очень высоко». На это «Эби-патша» (ласковое прозвище, придуманное мусульманами для Екатерины II, означающее «добрая бабушка-царица») ответила, что «определила им место на земле, а в небо они вольны подниматься по своему усмотрению, потому что небо не входит в мои владения».


Богатая история архитектурного наследия способна не только завлечь туристов, но и доказать, что мудрые и великодушные решения представителей власти способны объединять народ. Так и вокруг некогда Первой соборной мечети формировалась центральная община мусульманской части города Казани. Особую значимость мечети придает и тот факт, что в 1850-1889 годах ее имам-хатыйбом являлся знаменитый татарский ученый, просветитель и богослов Шигабутдин Марджани, чьи заслуги отмечены в мировой истории ислама.


Шигабутдин Марджани стал для своей эпохи знаменосцем борьбы за просвещение и свободомыслие. Он первым внес вклад в развитие национального самосознания казанских татар. Марджани заложил основы изучения и понимания исламского вероучения в духе Нового времени, настаивая при этом на изучении мусульманами Корана и хадисов. Просветитель неустанно призывал шакирдов к самостоятельному поиску ответов на волнующие их вопросы человеческого бытия.


С 1770 года при мечети действует медресе «Марджания» (сегодня – Казанский исламский колледж), где татарская молодежь получала как религиозное, так и светское образование. В свое время выпускниками медресе стали политический и религиозный деятель Габдулла Апанаев, ученый-этнограф и просветитель Каюм Насыйри, поэт Абрар Сагиди, композитор Салих Сайдашев и большевик Хусаин Ямашев.


В начале XXI века под руководством имам-хатыйба Мансура хазрата Джалялетдина была проведена серия работ по реставрации мечети и здания бывшего медресе. Сегодня «Аль-Марджани», с самого своего основания объединяющая вокруг себя всех мусульман города, вновь получила второе дыхание. Безусловно, будущим гостям столицы Татарстана, которые приедут в Казань в рамках саммита БРИКС, будет интересно взглянуть на «Аль-Марджани» не только как на исторический памятник, но и как на символ веротерпимой политики России, продолжающий процветать спустя столетия.

 

 

ГСВ "Россия - Исламский мир" 

Фото: официальный сайт Раиса РТ