En Ar

Средневековье Волго-Камья сквозь призму «исламского города»

07 марта

 

Что общего между средневековыми городами Волго-Камья и мусульманского Востока? При этом, именно последние легли в основу концепции «исламский город», исследуемой на стыке смежных научных областей: истории, археологии, архитектуры, социологии и многих других. Градостроительство Волжско-Камского региона развивалось в рамках, сменяющих друг друга Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства. Преимущественное население всех трех государств исповедовало ислам в качестве официальной религии. Но в отечественной практике изучение средневековых городов с точки зрения влияния ислама началось лишь в постсоветский период.


На территории Татарстана города Средневековья располагались на высоких мысах между рек или оврагов. Опоясывающие системы обороны включали рвы, бревенчатые стены и башни. К такому типу относились домонгольский город Булгар или, например, Казань. Столица Волжской Булгарии, Биляр, обладал концентрической пространственной организацией, близкой городам Месопотамии восточного типа. В Булгарском улусе Золотой Орды получил распространение открытый тип города, протяженный в линию. Яркий образец – столица улуса, Булгар. Археологические раскопки подтверждают распространение различных архитектурных сооружений в прошлом.


Концепцию «исламский город» разработали европейские исследователи в начале XX века. Они основывались на предположении, что в исламской цивилизации все определяется религией. Структура города в пределах мусульманского мира на трех континентах и на протяжении тринадцати столетий рассматривались как постоянные. По мнению ранних западных исследователей, прямолинейные улицы античных городов с проникновением мусульман искажались в запутанную коммуникацию. Одним из основных постулатов концепции стала необеспеченность муниципальными учреждениями. Таким образом, достижения исламской урбанистики оценивались отрицательно.


Важно понимать, что зарубежные исследования происходили в границах направления «ориентализм», подразумевающего европейский взгляд на Восток. Точка зрения одной лишь западной цивилизации не может быть безошибочной. Тем не менее, идея не стояла на месте – в 1950-е ученые перешли к изучению застройки исламских городов. Но принципы градостроительства Магриба по-прежнему выступали общими для всех мусульманских регионов. Появилась гипотетическая модель: соборная мечеть в центре города, иерархически организованный рынок, жилые кварталы различных этнических групп, отсутствие муниципальных организаций.


Средневековым исламским городам Волго-Камья были свойственны особенности, признанные общим консенсусом. Соборная мечеть в центре могла быть и медресе для религиозного и научного обучения. Товары на рынке, окружающем мечеть, распределялись по значению: книги, благовония, ткани и так далее, продаются ближе, а другое в соответствии со степенью безопасности – дальше от центра. На площади работали службы, управления, бани-хаммам и гостиницы. Цитадель правителя, также известная как «касба» и характерная для столиц, представляла собой крепость на высоте, окруженную собственной стеной и включающую мечеть и охрану.


Жилые кварталы – хозяйства на основе личных связей, интересов и нравственного единства. У каждого квартала своя мечеть, школы, пекарни, магазины и другие объекты первой необходимости. Этническое многообразие представляли кластеры, управляемые через сложную судебную систему для обеспечения социального равенства. Связь между кварталами и центром осуществляла сеть узких извилистых улиц и улочек. Хорошо укрепленные стены с несколькими воротами окружали город. В предместьях существовали кладбища, отдельные для мусульман, евреев и, в последующем, для христиан. Недалеко от главных ворот находился еженедельный рынок, где продавали животных.


Развал колониальной системы положил конец скрытому евроцентризму в урбанистике. Мусульманский мир Средневековья охватывал огромную территорию от Атлантического океана до Индии и Средней Азии, от Магриба до средней части Восточной Европы. Различные регионы обладали разными природными и климатическими условиями. Появились исследования о невозможности использования концепции исламского города с одной-единственной моделью. В 1980-е годы многие ученые уже отказывались от использования словосочетания «исламский город» из-за неоднозначности – стало очевидным, что понятие появилось на западе.


В конце ХХ века исследователи предложили структурный подход к пониманию традиционного исламского города. Иерархия пространства базировалась на первичном элементе – доме с внутренним двором. Структура города имела уровни, образованные в процессе скопления застройки, а не ее подразделения. Улицы не были спланированы, а возникли из оставшихся свободных мест после возведения зданий. Дома группировались вокруг узких переулков, формируя соседства, которые в свою очередь, вырастали в кварталы. Жилые районы городов исламского востока, по сути, были аналогичны племенным деревням под патронажем местной элиты.


Существует интересная аналогия между городом и большим особняком. Пятничная мечеть – гостиная, караван-сарай – общественное место с комнатами для гостей, рынок – соединение внутренних коридоров, ведущих в кварталы – жилые комнаты. Пространства наделялись социальным значением, основанным на секретности и праве рода. Чужаку улицы и переулки города с мусульманским населением представлялись лабиринтом коридоров с глухими стенами. В действительности они являлись визуально закодированной системой порогов и переходных мест. Арки, каменные ограды, груды кирпичей, сужения переулков – все вместе действовали как фильтры от проникновения чужаков вглубь.


В последнее десятилетие проявилось разнообразие методов изучения. Исследователи рассматривают средневековый город как живой организм, состоящий из глубоко связанных между собой частей, непрерывно изменяющихся от рождения до смерти. Растянутая на десятилетия, научная полемика вокруг концепции «исламский город» перенеслась и в современность. Определенно, средневековые города с исламским населением обладали особенной организацией пространства и жизни, обусловленной религиозными установками. Но специфика регионов, подразумевающая влияние климата, экономики и политической истории, наложила свой отпечаток на каждый из населенных пунктов.


Калейдоскоп средневековых городов мусульманского мира представляет собой обширные хронологические и территориальные полюса существования. Волжско-Камский регион Российской Федерации – самый северный в исламском мире. Однако до настоящего времени средневековые города Волго-Камья в этом многообразии не представлены. Наряду с идентичными типами культовых, мемориальных и общественных зданий, характерных для мусульманского мира, регион обладал своеобразием. Особенности жилой ткани и оборонительных сооружений городов были продиктованы природными условиями и архитектурными традициями региона Волго-Камья.

 

 

ГСВ "Россия - Исламский мир"