En Ar

«Страны Евразийского континента – новые акторы международных отношений»

12 апреля 2022


Насколько иностранные студенты, получающие образование в российских университетах умеют противостоять информационным атакам? Может ли молодёжь сегодня отличить реальную информацию от фейков? Обладают ли студенты навыками поиска первоисточников? Как они воспринимают происходящее сегодня во взаимоотношениях различных государств? На эти вопросы пытались найти ответы участники международного молодежного круглого стола «Контуры современной Евразии: взгляд в будущее», организованного АНО «Институт исследований Центральной Азии» и собравшего экспертов и студентов из стран Средней Азии.


По мнению экспертов, начиная с конца 90-х годов прошлого столетия, расширение границ НАТО на Восток к границам России сильно нарушило баланс в международной и европейской безопасности, который был создан после окончания Второй мировой войны в Ялтинско-Потсдамской системе международных отношений. Любой кризис всегда заканчивается тем, что стороны договариваются о новом балансе сил, который на этот раз должен сложиться на основе многополярности мира. Этот баланс должен быть найден и в обозримом будущем.


Для того, чтобы этот баланс было возможно сохранить, необходимо беречь историческую память народов. В настоящее же время наблюдаются активные попытки фальсифицировать историю, историческую память, факты, свидетельствующие о том, как проходила Вторая мировая война. Необходимо уметь противостоять манипуляциям и фейкам в соцсетях и медиа.


Новые акторы международных отношений


По словам доцента кафедры международных отношений, мировой политики и дипломатии К(П)ФУ Дениса Шарафутдинова, современные вызовы в международных отношениях формируются исключительно из тех позиций, на которых стояли страны к концу XX столетия.

 

«Страны Евразийского континента – новые акторы международных отношений»

 

«В 90-ых годах образовались новые акторы международных отношений – 15 независимых суверенных республик, которым предстояло войти в новый мир и выстроить свою координату, свой внешнеполитический курс в новых условиях. У многих возникали затруднения не только с непониманием, как действовать в новых международных реалиях, но и с экономической ситуацией, которая была не очень благоприятной. В этой связи, говоря о системе международных отношений, сложилась следующая ситуация: в личном пространстве подавляющее большинство спикеров говорило о многополярности, о необходимости развивать новые центры силы, которые будут влиять на мировую политику. В реальности же мы увидели процесс однополярности. В 90-ых годах мы стали свидетелями того, как США стали ведущей силой во всём мировом пространстве и с позиции гегемона выстраивали отношения с подавляющим числом участников мировой политики. Постсоветское пространство здесь стояло особняком. На волне образования новых республик было множество спорных вопросов касательно территорий, культуры, религии, общего достояния и т.д. Часто они перерастали в локальные и региональные конфликты», - подчеркнул Шарафутдинов.


Как отметил эксперт, одним из знаковых событий, сменивших вектор взаимодействия на международной арене, стало создание Североатлантического альянса. При этом попытки США встречались в штыки на постсоветском пространстве.


«Один из трендов, который стал ярко проявляться, - региональную безопасность можно решить, только расширяя присутствие НАТО по всему миру. Напомню, что изначально Североатлантический альянс был создан как оборонительный союз в конце 40-ых годов, главная задача которого – сдерживание коммунизма, СССР и его союзников. Когда в 1991 году СССР распался, а через полгода прекратил существование ОВД официально, возник резонный вопрос: зачем нужен Североатлантический альянс в новых условиях? Ситуация кардинально изменилась на рубеже веков, когда войска НАТО приняли участие в Косовском вопросе. А события 11 сентября 2001 года позволили продемонстрировать всему миру, для чего нужен Североатлантический альянс – для борьбы с международным терроризмом. Практически всё сообщество объединилось, чтобы изгнать нового общего демона под названием международный терроризм», - пояснил Денис Шарафутдинов.


Примечательно, по словам спикера, что наиболее продуктивно к вопросу расширения баз НАТО США подошли на Евразийском пространстве. Но одновременно с трансформацией и увеличением Североатлантического альянса образовывались и другие блоки, оборонительные сотрудничества – ШОС, ОДКБ. Таким образом, трансформировалась оборонительная структура на постсоветском пространстве, появлялись миротворческие силы, общие вопросы, которые требовали своевременного решения. Это привело к тому, что с начала XXI столетия стали активно развиваться новые центры притяжения, новые центры силы.


«Российская Федерация также попыталась переосмыслить свой статус как на постсоветском пространстве, так и на международной арене. На это повлияла сразу целая совокупность факторов: стабилизация экономики, улучшение социальных условий (рост благосостояния народа) и внешнеполитический курс на отношениях между РФ и другими игроками», - уверен Шарафутдинов.


Если же рассматривать всю историю международных отношений, то на пересмотр сложившихся систем взаимоотношений влияли, как правило, два аспекта – новые конфликты или какие-то геополитические сломы, в рамках которых стороны вновь садились за стол переговоров. В этих условиях можно наблюдать тренд, что США не всегда готовы идти на пересмотр, стремясь сохранить свою нишу как ведущего гегемона в современных реалиях.


События 2010-2020 гг. отличились попыткой установления новых правил игры и желанием прийти к компромиссу. В это же время стал наблюдаться рост националистических идей и сепаратистских настроений. Эти идеи нашли отражение и в современной повестке дня. По словам Дениса Шарафутдинова, где-то эти мысли находятся в замороженной стадии, но в ряде случаев выливаются в локальные конфликты, столкновения, которые приносят значительные жертвы.


«Россия конкурентоспособна и предлагает разные шаги. У нашей страны достаточно большой задел для решения накопившихся экономических проблем, на решение вопросов, возникающих в межкультурной коммуникации. А само Евразийское пространство в новых реалиях представляется той общностью, где страны способны решать проблемы дипломатическими шагами», - резюмировал своё выступление эксперт.


Fake news или достоверная информация?

 

 

«Страны Евразийского континента – новые акторы международных отношений»

 

Отдельное внимание в ходе круглого стола было уделено тому, как масс-медиа освещают межнациональные отношения, в том числе конфликты, в которых могут участвовать как представители разных национальностей, так и разных государств. По словам Радика Амирова, главного редактора интернет-портала «Россия для всех» МИА «Россия сегодня», крайне непрофессионально со стороны работников СМИ при освещении каких-либо негативных событий указывать национальную или гражданскую принадлежность участников конфликта. Такой подход создаёт благодатную почву для роста ксенофобии и националистических настроений.


В свою очередь Павел Скрыльников, заместитель начальника отдела религии и мировоззрения в РИА Новости, более подробно остановился на том, как отличить fake news от достоверной информации, сделав акцент на том, какой разрушительный эффект играет распространение недостоверных новостей.

 

 

Ильмира Гафиятуллина