В течение многих столетий мусульманские купцы проявляли заботу о бедных и нуждающихся во время месяца Рамазан, одним из наиболее значимых месяцев в мусульманском календаре. В течение этого месяца мусульмане по всему миру соблюдают священный обряд поста, отказываясь от еды и питья в течение дня. Рамазан также считается месяцем благосклонности, щедрости и милосердия, поэтому многие люди используют этот месяц для благотворительных пожертвований и поддержки нуждающихся.
Фото: nik-rech.narod.ru
Татарские купцы, жившие на территории России и Средней Азии, были известны своей щедростью и благотворительностью в месяц Рамазан. Они использовали свои ресурсы и влияние, чтобы помочь бедным и нуждающимся. Их пожертвования помогали тем, кто не мог позволить себе купить продукты и другие необходимые вещи во время поста. Они жертвовали деньги на строительство мечетей и благотворительные фонды, помогали пенсионерам и инвалидам, а также предоставляли образовательные и медицинские услуги.
Исторически, татарские купцы играли важную роль в экономике России и Средней Азии, контролируя торговлю на многих рынках. Они также занимались финансовыми операциями, предоставляя займы и кредиты населению и правительству. Благодаря своему богатству и влиянию, татарские купцы могли оказывать значительное влияние на социальную и экономическую жизнь в своих регионах.
Одним из ярких примеров татарских купцов-благотворителей является Сулейман Мухаметзянович Аитов. Он был знаменитым благотворителем, который многие годы своей жизни оказывал финансовую помощь социальным и культурным проектам.
Аитов финансировал строительство многих объектов культуры и социальной инфраструктуры в Казани, включая школы, библиотеки и мечети. Он также помогал нуждающимся людям и сиротам, выделяя им деньги на жилье, образование и лечение.
Сулейман Мухаметзянович Аитов (1.02.1862-1922) был казанским купцом 2-й гильдии, который вместе со своей семьей занимался торговлей сырьем и пушниной в Казани, Сибири и Средней Азии. Ежегодный валовой доход Аитова превышал 1 миллион рублей. Благодаря его высокому общественному положению, он был избран гласным городской Думы, а также состоял почетным членом Казанского губернского попечительства детских приютов в период с 1890-х по 1917 г. Он был награжден темно-бронзовой медалью и золотой медалью с надписью: «За усердие» на Станиславской ленте за свою активную общественную деятельность, а также получил благодарность императрицы за пожертвование в пользу неимущих.
Сулейман Аитов женился на Фатихе Абдулвалеевне Яушевой, дочери Троицкого купца-миллионера, которая создала первую национальную женскую гимназию в Казани в 1908 году. Аитов специально построил для этого учебного заведения прекрасное кирпичное здание, которое располагается по адресу ул. Рахматуллина, 2/18 и используется сейчас как школа-лицей №6.
Аитов также выступал за реформу татарских медресе и участвовал в создании первой мусульманской политической партии в России «Союза мусульман». Он финансировал все передовые начинания в жизни нации, считался крупным благотворителем и построил в 1898 году здание 2-й соборной мечети в Адмиралтейской слободе г. Казани.
В 1913 году Сулейман Аитов был избран председателем общества "Закат", которое занималось оказанием помощи нуждающимся татарским студентам. Он также финансировал строительство здания общества.
Еще одним знаменитым благотворителем является Мухаметсадык Курбангалеевич Бурнаев (20.1.1826-4.05.1898) - крупный татарский купец и меценат, который внес значительный вклад в экономическое и культурное развитие города Казани в конце XIX века. Бурнаев происходил из семьи богатых купцов и уже в молодости начал заниматься коммерческой деятельностью, владея собственным магазином.
Бурнаев был не только успешным бизнесменом, но и общественным деятелем, который сделал много для благотворительности и развития своей родины. Он финансировал строительство школ и медицинских учреждений, содействовал развитию ремесла, а также внес значительный вклад в строительство мечетей в Казани.
Он родился в казанской семье купца 3 гильдии и начал свой бизнес, занимаясь оптовой торговлей сырьем, пушниной и продукцией своего мыловаренного завода в Казани и на ярмарках Нижнего Новгорода, Мензелинска и Ирбита с 1857 года. В конце XIX века Бурнаев стал одним из самых богатых предпринимателей Казани. Кроме того, он был известен как общественный деятель и был избран председателем Казанской уголовной палаты, почетным мировым судьей и гласным городской Думы. В знак признания его заслуг перед государством, Бурнаев был удостоен нескольких наград, в том числе бронзовой медали в память войны 1853-1856 годов, золотой медали с надписью: "За усердие" на Станиславской ленте и на Аннинской ленте.
Мухаметсадык Бурнаев также пользовался большим авторитетом у мусульман Казани, так как был глубоко религиозным человеком и не жалел денег на благотворительные цели. Он известен своим вкладом в строительство знаменитой Бурнаевской мечети в Казани в 1872-1895 годах, которая находится на улице Ахтямова, дом 7. Бурнаев имел двух жен и вырастил шестерых детей, а также был назван почетным потомственным гражданином Казани.
Купец Бурнаев был известен своей щедростью и человечностью. Он оставил яркий след в истории Казани и до сих пор памятен как один из наиболее выдающихся и знаменитых татарских купцов.
Говоря о благотворителях-мусульманах нельзя не вспомнить династию Юнусовых. Мухаммед Рахим Юнусов (1743-1820) – первый представитель купеческой династии Юнусовых, которую он основал в Казани. Он был известным владельцем кожевенного завода и торговцем изделиями из юфти – кожи особой тонкой выделки. Мухаммед Рахим Юнусов был выбран главой Татарской ратуши в 1973 году. Он считался неформальным лидером всей татарской части Казани, и татары обращались к нему по всем делам – мирским, религиозным и семейным.
Мухаммед Юнусов пожертвовал крупную сумму денег на строительство мечети, которую затем назвали в его честь – мечеть на улице Каюма Насыри, 17. Нынче она называется мечеть Марджани.
Сын Мухаммеда Рахима Юнусова, Губайдулла (1776-1842), продолжил дело отца и приумножил состояние семьи. Он уже владел двумя кожевенными заводами и одним мыловаренным заводом, когда стал главой Татарской ратуши в 1842 году. По его завещанию в Казани была построена Сенно-базарная мечеть на улице Кирова, 74 (ныне мечеть “Нурулла”).
Важно отметить, что купеческая династия Юнусовых оставила огромный след в истории Казани. Они не только развивали свой бизнес, но и вкладывали средства в строительство мечетей и благотворительность. Кроме того, Юнусовы были авторитетными общественными деятелями и лидерами татарского народа в городе.
Еще одна династия - Апанаевы - также являются примером меценатства. Апанай Хафиз является родоначальником купеческой династии, которая в дальнейшем стала известной в городе Казани. Его потомки продолжили развивать бизнес в разных отраслях экономики, таких как кожевенное и мыловаренное производство.
Муса Исмагилович Апанаев был первым, кто стал членом первой купеческой гильдии, а также владельцем кожевенного завода. Кроме того, он был судьей Совестного суда и почетным гражданином города Казани. Мухаммад Мусинович был владельцем мыловаренного завода, главой Татарской ратуши и потомственным почетным гражданином г. Казани.
Юсуп Исмагилович был владельцем кожевенных и мыловаренных заводов, содержателем татарской типографии и гласным Казанской городской думы.
Мухаммад-Баадретдин Апанаев, один из представителей династии, выступил в качестве одного из учредителей знаменитой торговой фирмы «Торгово-Промышленное Товарищество Апанаевы и Казаковы» в 1905 году. Он также был гласным городской думы и активно работал в разных комиссиях.
В целом, семья Апанаевых внесла значительный вклад в развитие экономики и общественной жизни города Казани, а их имена связаны с некоторыми известными памятниками города, такими как мечети и другие сооружения.
Важной благотворительной деятельностью среди мусульман, живущих на территории России и Средней Азии занималась династия купцов Утямышевых. Она была основана Мухамадгарифом Ибрагимовичем (1830-1893), который начал свой бизнес с торговли чаем и сахаром в Арске. Он переехал в Казань в 1880 году и вскоре стал купцом первой гильдии. В 1888 году он основал фирму "Товарищество Казанская мануфактура Утямышева и К", которая занималась производством и торговлей мануфактурными товарами. Благодаря своей предпринимательской активности и коммерческому успеху, фирма открыла большую бязекрасильную фабрику в Татарской слободе, а вскоре и мыловаренное производство.
Вторым представителем династии был Галим Мухамадгарифович Утямышев (1873-1938), который вместе с братьями Абдулганием и Абдуллахом создал Товарищество "Братья Утямышевы". Они расширили бизнес, занявшись производством текстильных изделий, в частности, батистом и газом, которые пользовались большим спросом в те времена. Благодаря этому бизнесу, Галим Утямышев и его братья стали одними из самых богатых купцов в Казани.
Сегодня на смену купцам пришли предприниматели, которые продолжают поддерживать благотворительные проекты не только во время месяца Рамазан. Одни создают благотворительные фонды, собирают пожертвования на строительство мечетей, образовательных учреждений и других социальных объектов. Другие же предоставляют бесплатную пищу и помощь нуждающимся.
Таким образом традиция благотворительности процветает и в наши дни, и продолжает оставаться одним из наиболее значимых элементов жизни мусульман России.
ГСВ "Россия - Исламский мир"