Тысячи километров водных каналов, вырытых в исламский период Андалусии, были заброшены в XX веке. В Испании разработали проект, направленный на восстановление каналов с целью дальнейшего их использования в сельском хозяйстве.
Проект Университета Гранады направлен на то, чтобы снова использовать водные каналы, построенные мусульманами Андалусии.
Испанский археолог Хосе Мария Чивантос рассказывает об ирригационном канале Айданамар в верховьях Монте-дель-Сомбреро:
«Есть документы, свидетельствующие о том, что в течение тысячи лет он снабжал водой район Альбайсин в Гранаде, начиная с 11 века. Каналом пользовались ремесленники, отправлявшиеся в Альгамбру для строительства дворцов Насридов в 13 и 14 веках, а также войска католических монархов, завоевавших королевство Насридов в 1492 году».
Этот канал перестал использоваться в 1980-х годах, но благодаря проекту, запущенному Университетом Гранады, разработанному лабораторией MEMOLab при финансовой поддержке Гранадского водного фонда и компаний EMASAGRA и Hidralia, он снова заработает.
«Мы удалим накопившиеся там отходы, соединим отдельные участки канала и позволим воде течь в кампус Университета Гранады для орошения его садов», — говорит Чивантос.
Но водоток Айданамар — лишь малая часть обширной ирригационной системы, которую арабы построили во время своего семивекового правления на большей части Пиренейского полуострова. От каналов начали отказываться с 1960-х годов, поскольку сельские районы Испании становились все более безлюдными, а агропродовольственная промышленность перешла к интенсивной модели ведения сельского хозяйства с использованием ирригационных систем, несовместимых с традиционными методами.
Чтобы изменить ситуацию, в 2014 году Университет Гранады запустил программу восстановления и очистки оросительных каналов, которая стартовала в городе Каньяр, где небольшая община, насчитывающая около 200 жителей, начала повторно активировать систему. «Университет предоставил ресурсы и группы добровольцев, а ирригационное сообщество разместило их в местном фермерском доме», — говорит Каэтано Альварес, президент ирригационного сообщества Каньяра, чья ферма по выращиванию чеснока и бобов площадью два гектара была одной из многих, которые получили пользу от восстановления водных каналов. «В течение месяца студенты и волонтеры очищали оросительный канал Бархаса. Когда по нему впервые за 30 лет потекла вода, мы устроили вечеринку — водный праздник, который с тех пор повторяем каждый март».
Оросительный канал не только обеспечил местных жителей водой, но и укрепил социальные связи, поскольку его содержание требует сотрудничества всего сообщества. В 2015 году ирригационный канал Бархас получил признание ассоциации Hispania Nostra за передовой опыт.
«С тех пор мы участвовали в восстановлении 14 заброшенных ирригационных каналов», — рассказывает археолог Хосе Мария Чивантос, продвигающий традиционные методы ведения сельского хозяйства в сочетании с новейшими технологиями.
Как в Андалусии появилась оросительная система, поднявшая экономику Испании на новый уровень?
В 711 году нашей эры, после ослепительной военной кампании, закончившейся разрушением вестготского королевства и завоеванием Пиренейского полуострова, мусульманские завоеватели сменили свои мечи и копья на кирки и лопаты и начали рыть оросительные каналы. С помощью палок и камней они построили плотины вдоль рек, как это делали их предки в Сирии и Аравии. «Ирригация и управление водными ресурсами были необходимы для экономического развития Аль-Андалуса», — говорит Чивантос. — Это единственный способ объяснить великолепие династии Омейядов и Кордовского халифата».
Хотя на Пиренейском полуострове уже были очень сложные ирригационные системы, такие как римские акведуки, арабы сделали ирригацию основой производства. Оросительные каналы, дренажные системы и плотины не только позволили адаптировать к средиземноморскому климату новые тропические культуры, такие как цитрусовые, сахарный тростник, хлопок, рис, артишоки и шпинат, но и способствовали диверсификации и повышению продуктивности для развития промышленности и торговли в таких городах, как Альмерия и Гранада.
«Ярким примером является выращивание тутового дерева и шелкопряда, которого разводили крестьяне, что дало начало процветающей экономической деятельности и экспорту нитей и тканей из таких анклавов, как Альмерия, во все Средиземноморье и Европу», — продолжает Чивантос. Окончательное изгнание морисков, бывших мусульман, вынужденных обратиться в христианство, в XVI-XVII веках положило конец этой экономической модели.
ГСВ "Россия - Исламский мир"
Фото: elpais.com