En Ar

Вопросы вокруг ИИ

08 августа

Исламский мир, в котором проживает почти два миллиарда человек, является не только одним из крупнейших, но и самым молодым сообществом на планете. По данным ООН, к 2030 году мусульмане будут составлять свыше четверти мирового населения. Однако это демографическое преимущество сталкивается с новой глобальной силой – искусственным интеллектом (ИИ). Публицисты из медиа Объединенных Арабских Эмиратов обращают внимание на вопросы, вызванные стремительным развитием новой технологии.


«Способен ли ИИ к критическому мышлению?», – задается вопросом доктор Шама бинт Мохаммед бин Халид Аль Нахайян на страницах одной из старейших газет ОАЭ «Аль-Иттихад».


Современный мир требует нового типа мышления, способного осознавать и адаптироваться к стремительным изменениям. Критическое мышление – как активный процесс логического анализа и переосмысления идей – необходимо для навигации в сложной реальности. Оно требует самосознания, понимания контекста и готовности к пересмотру убеждений, что способствует гармоничному развитию общества.


В последние годы ИИ совершил колоссальный рывок. Его вычислительные и аналитические возможности настолько возросли, что многие стали полагаться на него в задачах, которые ранее требовали исключительно человеческого интеллекта. Однако, чтобы ответить на вопрос о его способности к критическому мышлению, необходимо понять принцип работы технологии.


Современный ИИ опирается на сложные алгоритмы и машинное обучение, обрабатывая данные с невероятной скоростью и точностью. Он может анализировать информацию, выявлять закономерности и даже моделировать логические выводы. Тем не менее, ему недоступны ключевые аспекты человеческого мышления: самосознание, этическая рефлексия, экзистенциальные размышления, чувство ответственности. Поэтому, хотя ИИ в какой-то мере имитирует критическое мышление, он не достигает его подлинной глубины. 


Главная опасность ИИ – угроза тотальной зависимости, способной подавить самостоятельность человеческого мышления. Чтобы избежать этого, необходимо пересмотреть подход к образованию, делая акцент на развитии критического мышления. Истинное развитие цивилизации определяется не только мощью алгоритмов, но и способностью людей к рефлексии, этическим ориентирам и духовным ценностям.


В завершение доктор Аль Нахайян привела цитату, выразив благодарность ИИ за помощь в ее поиске: «Настоящая опасность не в том, что компьютеры начнут мыслить как люди, а в том, что люди начнут мыслить как компьютеры».


Доктор Ясар Джаррар в материале «The National» называет ИИ новым языком власти, стремительно меняющим жизнь. Перед мусульманскими обществами стоит выбор: активно формировать эту технологию или пассивно подчиниться ее влиянию. По мнению автора, исламский мир уже отстает. 


Более 89% данных, используемых для обучения ИИ, поступает из англоязычных источников. Исламские взгляды на этику, финансы, управление, гендерные вопросы и образование практически отсутствуют в современных ИИ-моделях. Это приводит не только к культурному стиранию, но и к алгоритмической предвзятости, которая влияет на реальность. 


Для решения этих вызовов, считает Джаррар, необходим специальный орган, объединяющий богословов, технологов, юристов и специалистов по этике. Его задача – разрабатывать руководства по внедрению и регулированию ИИ в соответствии с исламскими ценностями. Исламская юриспруденция всегда адаптировалась к технологическим изменениям – будь то ЭКО, трансплантация органов, блокчейн или цифровые валюты.


Доктор Джаррар приводит целый спектр вопросов, которыми мог бы заниматься такой совет. Можно ли разрешить ИИ руководить молитвами в отдаленных районах при отсутствии имама? Допустимо ли использование генеративного ИИ в исламском образовании, финансах и СМИ? Какими должны быть «халяльные алгоритмы» для мусульманских приложений знакомств, распределения закята или экологического мониторинга?


По мнению автора, Совет по фетвам в области ИИ мог бы разрабатывать арабоязычные датасеты, выдавать этические сертификаты для ИИ-продуктов, обучать богословов основам ИИ и учреждать образовательные платформы, сочетающие религиозные знания и IT-компетенции.

 

 

ГСВ "Россия - Исламский мир"

Фото: Igor Omilaev/Unsplash