En Ar

Алексей Ерхов: Чингиз Айтматов был символом человеческой трагедии ХХ века

31 марта 2018

31.03.2018

 

Посол Российской Федерации в Турции Алексей Ерхов принял участие в круглом столе «Диалог культур – наследие Чингиза Айтматова», организаторами которого выступили Группа стратегического видения «Россия-Исламский мир» при содействии Международного центра по изучению исламской истории, искусства и культуры (ИРСИКА) и Союза писателей Турции.

 

Алексей Ерхов: Чингиз Айтматов был символом человеческой трагедии ХХ века

 

«Для меня большая честь выступить сегодня на «Айтматовских чтениях» в присутствии уважаемых старших коллег, ученых и профессиональных литераторов. К сожалению, судьба не подарила мне личных встреч с Чингизом Торекуловичем на «дипломатических перекрестках» — хотя, конечно, я слышал о нем от коллег, причем, только хорошее. И это с учетом того, что 90-е годы прошлого века были, откровенно говоря, не лучшим временем для дипломатии – и советской, и российской, и, смею предположить, киргизской. Это был период смуты, «замятни», крушения авторитетов и, что намного важней, идеалов, принципов и морально-нравственных ценностей. В этой обстановке все вели себя по-разному, и если о человеке в этот непростой период говорят хорошо – это, поверьте, что-то значит.

 

Я не хочу и не буду вдаваться в литературоведческие тонкости. Да и, честно говоря, не умею. Я просто хотел бы поделиться некоторыми мыслями, которые у меня вызывает жизнь, творчество и гражданская деятельность Чингиза Торекуловича Айтматова – Человека, Писателя, Дипломата (все с большой буквы).

 

Если бы меня вдруг попросили сформулировать некое понимание Чингиза Торекуловича Айтматова на уровне лозунга (типа «Лев Толстой как зеркало русской революции», я бы сказал так:

 

ЭТОТ ЧЕЛОВЕК, ЭТОТ ПИСАТЕЛЬ (НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО ДИПЛОМАТ) БЫЛ СИМВОЛОМ НЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КОМЕДИИ, КАК У ДАНТЕ, НО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ТРАГЕДИИ XX ВЕКА.

 

Он, не особенно заморачиваясь по поводу стилистических красивостей, последовательно и тонко, как звеняще-натянутая струна, нес нам свое понимание и свое восприятие высочайшей трагедии и высочайшей ценности человеческой жизни и человеческой смерти.

 

Еще бы – он знал о всем этом не понаслышке. «Железный» XX век «приложился» к нему всей своей тяжестью: Торекул Айтматов был, как известно, расстрелян в 1938 г., и его сыну пришлось полностью ощутить, что такое «ЧСИР». И, наверное, во многом именно отсюда трагический надрыв, сопровождающий практически все его литературные шедевры, именно отсюда – неприятные, а порой и откровенно страшные картины, которые рисовал нам лишенный розовых очков мастер. Торжествует Оразкул, заставив деда Момуна застрелить мать-олениху – и нога мальчика безвозвратно ступает в воду Иссык-Куля. Строчит донос на Абдулатипа Куттыбаева очередной манкурт – и он исчезает из жизни своих близких, а Жоломан безжалостно поражает стрелой свою мать Найман–Ата. И сбрасывают «гонцы» за анашой с поезда неуклюжего правдоискателя (а, может быть, богоискателя?) Авдия Каллистратова, а охотники за сайгаками – и вовсе распинают его.

 

Да, все это – XX век во всей своей мерзости, во всей человеческой подлости и жесткости. И, кстати, далеко не случайно, у Ч.Т.А., закончившего сельхозинститут, носителями добра и положительного начала зачастую служат не люди, а животные – и уже упомянутая добрая и дарящая жизнь мать-олениха, и буланый конь Танабая Гульсары, и волки Акбара и Ташчайнар. И – как вершина – Каранар, сильный, буйный и неукротимый.

 

НО, НАВЕРНО, ВЕЛИКИЙ ПИСАТЕЛЬ XX ВЕКА НЕ БЫЛ БЫ ВЕЛИКИМ ПИСАТЕЛЕМ, ЕСЛИ БЫ ВЫСОКИЙ ТРАГИЗМ В ЕГО ТВОРЧЕСТВЕ НЕ СОЧЕТАЛСЯ БЫ С НЕГРОМКИМ, НО НЕПОКОЛЕБИМЫМ ГИМНОМ ВО СЛАВУ НАСТОЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА – ЧЕЛОВЕКА ТРУДА, ЧЕЛОВЕКА ПРИНЦИПОВ, ЧЕЛОВЕКА ВОЛИ.

 

И вот поднимает и несет Данияр семипудовый груз – несмотря ни на что, и еще поет после этого – и уходит с ним Джамиля. И учит детей добру первый учитель Дюйшен. И укрощает Едигей Каранара, и оба они становятся символом непрекращающейся и непреодолимой воли к жизни, и силы духа, и служения людям. В этом – вся правда лютого, жестокого, но при этом неповторимо прекрасного XX века. И не только XX-го — и сейчас поезда идут с востока на запад и с запада на восток.

 

Вот обо всем об этом, о вечных ценностях, вспоминаешь, кода думаешь о творчестве Чингиза Торекуловича в современном, так сказать, преломлении. За горизонтом – опять зарево. Опять где-то убивают мужчин, женщин и детей, а где-то планируют убить их еще больше и извлечь из этого солидные материальные дивиденды. Опять востребованы ложь, клевета и обман – посмотрите, например, как шельмуют Россию за никем не доказанные грехи – за допинг в спорте, за попытку убийства отщепенца в Лондоне и т.д. Кстати, те же люди обвиняют и Турцию – за Африн, за права человека, за т.н. «репрессии» и т.д. Черное делают белым, белое – черным. А за всем этим, как обычно, меркантильные интересы тех или иных держав, групп и лиц.

 

И чтобы противостоять всему этому, нам всем сейчас нужны лучшие качества героев Айтматова – чистая совесть Авдия Каллистратова, сила и стойкость Данияра, честность двужильного Едигея, способного вынести на своих плечах все беды и проблемы своей родины.

 

Если все это у нас будет – вместе справимся и с Оразкулами, и с Обер-Кандаловыми, и разными манкуртами».

 

ГСВ «Россия-Исламский мир»