En Ar

Янычары, реставрация платья Сююмбике и костюмы прямиком из Турции – чем знаменательна выставка «Кафтан. Костюмы Османской империи»

17 ноября


На целый месяц выставочный зал «Манеж» музея-заповедника «Казанский Кремль» погрузился в богатый колорит многовековой турецкой культуры. Пожалуй, каждый, кто смотрел популярные турецкие сериалы или хотя бы отдалённо знаком с этой культурой, не сможет пройти мимо новой выставки - «Кафтан. Костюмы Османской империи глазами современных турецких дизайнеров», приуроченной к столетию дипломатических отношений между Россией и Турцией и позволяющей наглядно ознакомиться с богатством костюма жителей Османской Империи.

 

Янычары, реставрация платья Сююмбике и костюмы прямиком из Турции – чем знаменательна выставка «Кафтан. Костюмы Османской империи»

 

Организаторами проекта стали Генеральное консульство Турции в Казани при поддержке Министерства культуры Татарстана.


Богатство турецкого костюма нашло отражение в 21 экспонате, среди которых облачения любимцев российской публики – облачение Мехмеда Завоевателя и наряд любимой жены правителя Сулеймана Хюррем. Вообще стоит отметить, что Османское государство отличалось большим разнообразием нарядов в силу того, что государственные границы постоянно расширялись, и государство включало довольно большое количество различных народов и культур. Корни османских костюмов берут начало в культуре предков османов, которые жили ещё в Средней Азии. Одежда как один из элементов культуры занимает важное место в османской культуре. Великолепие нарядов, которые носили во дворце, отражало силу, мощь и богатство Османского государства.

 

Янычары, реставрация платья Сююмбике и костюмы прямиком из Турции – чем знаменательна выставка «Кафтан. Костюмы Османской империи»

 

Янычары, реставрация платья Сююмбике и костюмы прямиком из Турции – чем знаменательна выставка «Кафтан. Костюмы Османской империи»

 

- Большая часть представленных сегодня костюмов создана на теплой земле Антальи. Нельзя сказать точно, сколько времени потребовалось, чтобы создать каждый из них, но могу вас заверить, что много пота и слёз вложено в эту работу, - отметил генеральный консул Турции в Казани Исмет Эрикан. – Мы показываем вам современные реплики костюмов, которые были в ходу у знати Османской империи. Для казанцев мы приготовили и сюрприз — интерпретацию наряда царицы Сююмбике. Конечно, это не достоверное её одеяние, но мы изучили множество литературы и записей об исторических костюмах Казанского ханства. Опирались на портреты правительницы, созданные художниками разных лет. Именной такой мы и увидели царицу Сююмбике. Все детали костюма были созданы исключительно вручную.


Стоит отметить, что сам костюм царицы выполнен из шёлка, бархата, тафты, сатина, шифона, меха, парчи и домотканых полотен. Платье украшено аппликациями и нашивками из золотых и серебряных нитей, турецкой традиционной вышивкой, золотым шитьём и турецким кружевом.


Реконструкции оригинальных дворцовых османских костюмов были до мельчайших деталей воссозданы дизайнерами турецкого научно-образовательного института исследований традиционной турецкой одежды и искусства — Института Олгунлашма из Антальи и Института Олгунлашма Сабанджи.

 

Янычары, реставрация платья Сююмбике и костюмы прямиком из Турции – чем знаменательна выставка «Кафтан. Костюмы Османской империи»

 

Как можно заметить, большая часть костюмов – женская. И это неслучайно - женщины уделяли особое внимание своему внешнему виду и предпочитали одежду из дорогих тканей, которые отражали их статус: использовались парча, бархат, чатма, сирсакер, вышитые шёлковые ткани, атлас, джанфес, тафта, шифон, чуха, мохер и ткани алого цвета, а также применялась вышивка золотыми нитями и драгоценными и полудрагоценными камнями. Интересно, что костюм турецких женщин был очень похож на мужской. Так же, как и мужчины, они носили штаны, которые шились из кисеи, шёлка, полотна желтого цвета или в полоску. Полотняная рубашка походила на мужскую, но была несколько короче. Сверху надевали шёлковый узорчатый полукафтан с широкими рукавами, из-под которых выглядывали рукава рубашки, и ещё один шёлковый кафтан. Оба кафтана имели глубокий вырез. Верхний был длинным, с разрезами на боках до самых колен, завязывался шёлковым кушаком или поясом, украшенным серебром и золотом.

 

Янычары, реставрация платья Сююмбике и костюмы прямиком из Турции – чем знаменательна выставка «Кафтан. Костюмы Османской империи»

 

Выходя на улицу, турчанки надевали чёрный шёлковый плащ с большим четырёхугольным отложным воротником зелёного цвета. Женщины средних сословий носили полосатые шерстяные плащи и очень длинные покрывала.

 

Янычары, реставрация платья Сююмбике и костюмы прямиком из Турции – чем знаменательна выставка «Кафтан. Костюмы Османской империи»

 

Что касается мужского облачения, то на выставке представлен единственный экземпляр мужского одеяния – костюм султана Мехмеда Завоевателя, который жил в XV веке. Как было отмечено в ходе первой экскурсии по выставке, вероятнее всего султан носил кафтан без рукавов из полосатой парчи с воротником из искусственного меха и красную шёлковую нижнюю рубаху, отделанную золотой тесьмой и металлическими пуговицами.


В целом для всех мужчин были характерны штаны, рубашка, камзол, куртка или кафтан, верхний кафтан, кушак. Штаны шили из тонкого шёлка или полотна. Мужчины надевали их на голое тело и стягивали вокруг пояса шнурком с вышитыми концами. Вначале штаны были широкие и длинные, они складками спускались на ступню. Затем появился ещё один их фасон – они укоротились до колен. Такие широкие укороченные штаны носили воины-янычары. Под эти штаны надевали чулки. Поверх штанов турки носили длинную рубашку с длинными широкими рукавами, доходившую до середины икр или до лодыжек. Рубашки шили из тонкой полосатой полушёлковой ткани, из муслина, шёлка и полотна.


Длинные кафтаны с широкими и очень длинными рукавами шили из одноцветной или полосатой ткани — полубумажной или полушёлковой, застегивали их на пуговицы или запахивали. Полы кафтана можно было заворачивать и прикреплять к поясу. Янычары собирали их сзади в широкие складки. У военных были кафтаны с короткими, до локтя, рукавами или вообще без рукавов.


Верхней одеждой у турок был «фередже», который надевался поверх остального платья и представлял собой длинную широкую одежду с длинными широкими, иногда разрезными рукавами. На каждый день его шили из толстой шерстяной ткани синего или зелёного цвета. А на выход — из шёлка, дорогого сукна, подбивали и оторачивали дорогим мехом. У него также мог быть отложной воротник, а впереди — шнуры и пуговицы. Цвет и отделка фередже зависели от звания и должности носившего.

 

 


Ильмира Гафиятуллина