En Ar

Арабская каллиграфия в традиционной культуре татар

13 июня

 

Арабская каллиграфия – сложная практика, объединяющая несколько аспектов человеческого существования, включая духовный. В современном обществе она все больше становится эстетическим элементом. Но включение каллиграфии в современное искусство предотвращает угрозу ее забвения и исчезновения, и оставляет ей шанс возрождения в качестве элемента поклонения Всевышнему. Устремленность в будущее – к вечным священным истинам, с опорой на опыт прошлого: таким представляет развитие религиозного искусства картина «Движение вечности» татарского художника Ильдара Мустафина. Для татар, как и для любого мусульманского народа, арабская каллиграфия служит неотъемлемой частью духовной культуры.


Несмотря на доступность и привлекательность современных технологий, меняющих мышление художников, в Республике Татарстан арабская каллиграфия по-прежнему остается важной религиозной традицией. В пример можно привести работу Духовного управления мусульман РТ над проектом рукописного Корана, в котором задействован местный «хаттат» (каллиграф) Артур Писаренко. Профессиональный хаттат является выпускником Центра арабской каллиграфии и исламских искусств «Ан-Намир аль-Мухаттат» при Российском исламском институте. По словам самого Артура, основатель центра искусств Рамиль Насыбуллов предъявляет строгие требования к ученикам. Иджаза – право преподавания, восходящее от ученика к учителю и доходящее до легендарных ученых, получают лишь соответствующие нравственным качествам науки шакирды.


Безусловно, проект рукописного Корана в Казани является ярким символом возрождения ислама в постсоветской России. Предыдущие семьдесят лет российской истории, ознаменованные антирелигиозной пропагандой властей, не могли отразиться положительно на становлении науки «красивого письма». Открытие восточного факультета в Казанском университете, где в 1843 году был введен курс арабской каллиграфии, стало одним из последних этапов развития религиозного искусства перед революцией. Приглашенный преподаватель, профессиональный хаттат Али Махмудов оставил прекрасные образцы каллиграфии с использованием стилей «насталик» (плавность написания и малый размер вертикалей в буквах), «шикасте» (буквы пишутся более сложно и витиевато) и «насх» (строгий почерк). Каллиграф показал не только свое владение наукой, но также умение сочетать стиль письма с содержанием текста. Немногие чудом сохранившиеся от пожара экземпляры хранятся в Государственном архиве РТ.


Прогрессивные преобразования в середине XIX века повлияли на все сферы духовной и материальной жизни татарского общества. На фоне идей религиозного реформаторства каллиграфия проявляла свои характерные черты в книжном искусстве и шамаилях.  Первую половину XIX века исследователи называют классическим периодом татарской традиционной культуры: национальный стиль формируется в орнаменте и выборе цветовых соотношений. В то время как каллиграфия получает неожиданные интерпретации почерковых стилей в ювелирном искусстве.


Наука «красивого письма» находит широкое применение в орнаментах браслетов, коранниц и блях. Наибольшее распространение имели бляхи с каллиграфической композицией: «Аллах все совершает. Это благородная, высокая печать». Получает развитие глиптика – искусство резьбы на твердых драгоценных и полудрагоценных камнях. Рукописи того периода показывают использование татарскими хаттатами почерков «насталик» и «насх», но предпочтение отдавалось первому, ввиду его скорописности. В оформлении заголовков нередко применялся «сульс», придававший оформлению некоторую помпезность.


«Татарский ренессанс» вряд ли оказался бы возможным без политики императрицы Екатерины II, вступившей на престол в середине XVIII века.  В Казани и в других городах бывшего ханства разрешается строительство мечетей и медресе, при которых функционировали мастерские по переписыванию книг. Занимались этим шакирды, так как рукописные книги были необходимы им для учебных занятий, а каллиграфия находилась в числе обязательных дисциплин. Но традиция «красивого письма» продолжала жить в народной среде задолго до этого, несмотря на падение Казанского ханства в XVI веке.


Каллиграфия, дошедшая до нас в ярлыках ханов Ибрагима и Сахиб-Гирея, представляет интересную страницу искусства Казанского ханства. Почерк «сульс», используемый в делопроизводстве государства, был вытеснен проникновением нового стиля «дивани», разработанным каллиграфами Османской империи. Влияние Турции усилилось в конце XV века после попадания под ее протекцию Крымского ханства. На казанском престоле долгое время восседали представители династии крымских ханов. В целом искусство рукописной каллиграфии периода Казанского ханства продолжало традиции, заложенные в предшествующую эпоху.


Для культуры Золотой Орды, в состав которой в XIII веке вошли и земли Волжской Булгарии, характерна ориентация на городскую культуру Средней Азии и Ирана, что оказало влияние и на развитие каллиграфии. Турецкий стиль «дивани» впервые проникает в делопроизводство Улуса Джучи в XIV веке, когда государство поддерживало тесные контакты с Египтом, где именно этим почерком составлялись официальные акты. Каллиграфия дипломатических посланий находилась в тесной связи с общей культурой и мастерством переписчиков книг.


Исламский период существования Волжской Булгарии (X-XIII века) довольно точно укладывается в рамки первоначального этапа становления сельджукского стиля на базе освоения арабской декоративной традиции. В годы усиления образованных кочевниками государств – Караханидского и Сельджукского, распространение ислама в значительной степени затронуло евразийских степняков. Ременные украшения с арабскими надписями, утверждающие единобожие и выражающие благие пожелания носителям, выступали в качестве призыва к новой религии. Процесс усвоения чужой и развития собственной культуры каллиграфии Волжской Булгарии невозможно понять без взаимосвязи с исламским искусством на территории Закавказья, Причерноморья, Хорезма, Ирана, Малой Азии, и Ближнего Востока.


Совершенно точно, что искусство красивого письма в культуре татар Среднего Поволжья начинает развиваться с X века. В 922 году Волжская Булгария принимает ислам и становится дипломатическим партнером Аббасидского халифата. Но датированные монеты подтверждают сообщения о более раннем проникновении и распространении арабской графики в Волжской Булгарии. Мусульманская культура проникала, прежде всего, благодаря торговым отношениям со Средней Азией, не связанным с религиозной пропагандой. Дирхамы были произведениями высокой культуры стиля «куфи». В центральном поле на лицевой стороне размещалась трехстрочная арабская надпись: «Нет Бога, кроме Аллаха единого, нет Ему сотоварища».

 

 

ГСВ "Россия - Исламский мир"

Фото: Paradigm Visuals/Unsplash