А вы знаете, что в Боснии есть необычная историческая мечеть Сулеймания, второе название которой «Украшенная мечеть» досталось ей далеко не спроста?! Между прочим, расположилась она в самом сердце оазиса ислама в Юго-Восточной Европе – в городе Травнике, в Боснии. И двери свои для посетителей она открыла не так давно.
Эта мечеть является, пожалуй, одной из самых важных достопримечательностей и отличается от других культовых сооружений красочным оформлением, обилием фресок на фасаде и множествами элементов исламского искусства, характерного для Османской империи.
Примечательно, что мечеть Сулеймания является единственной мечетью в Боснии, чей минарет возвышается с левой стороны здания. То, какой мечеть можно увидеть сегодня, является результатом реконструкции её после крупного пожара, произошедшего в 1815 году. Однако первоначальный архитектурный стиль относится к 1757 году. Тогда культовое сооружение исламской культуры носило название Чамилия, поскольку была построена на деньги визиря Сопы Салана Чамил Ахмед-паши. Но есть сведения о том, что мечеть относится к XVI веку.
С того дня прошло много времени, цвета, к сожалению, поблекли, но здание по-прежнему не утратило своей необычности и привлекательности. Пожалуй, главная фишка здания – мини-базар, встроенный в каменную арочную аркаду (называется он безистан).
Босния и ислам
Впервые ислам появился на Балканах после завоевания значительной части полуострова Османской империей. Османы завоевали Боснию в 1463 году. В течение нескольких столетий оккупации часть южных славян перешла в ислам. Босния и Герцеговина на протяжении нескольких столетий оставалась частью Османской империи, пока Берлинский конгресс, прошедший в 1878 году, не передал контроль над краем Австро-Венгрии. В 1908 году Австро-Венгрия аннексировала край, в результате чего произошел международный конфликт.
Существует мнение, что балканские народы принимали ислам исключительно под давлением турецких властей с целью освободиться от определённых налогов, взимавшихся со всех немусульманских народов Блистательной Порты. Однако, что характерно, после падения последнего халифата эта религия была сохранена среди народов Боснии и Герцеговины. Здесь стоит учитывать, что в годы Османского халифата сюда переселялись из других провинций империи турки, арабы, курды, представители народов Кавказа. Все они участвовали в формировании нынешних боснийцев и их культуры.
Для боснийцев религия зачастую служит идентификатором их сообщества, но религиозная практика ограничена случайными посещениями мечети или проведением значимых обрядов: рождения, брака и смерти.
Стоит отметить, что Босния и Герцеговина остается светской страной, примерно как Турция, Азербайджан и среднеазиатские страны. Ислам здесь – это скорее религиозно-культурная идентичность жителей, чем основополагающий принцип организации социальной жизни, как, например, в Иране.
Есть определённый процент женщин с покрытой головой, функционирует много мечетей, повсюду продают исламские сувениры. В самом центре города находятся посольства Турции и Ирана, на центральной улице – иранский культурный центр, действует ярмарка книг, посвящённых Рамадану.
Уникальность этой балканской страны в том, что боснийские мусульмане имеют славянское происхождение и говорят на языке, очень близком к украинскому и русскому. Это довольно-таки неординарное сочетание.
Спасаясь от разрушения
Каким-то чудом мечети Сулеймания удалось пережить культурный геноцид, который разразился в 1992-1995 годах против боснийских мечетей и достопримечательностей во время войны за независимость Боснии в 1992-1995 годы. В следствии этой трагедии большинство зданий были повреждены или полностью разрушены, причём пострадали до 80% из более чем 4000 довоенных исламских сооружений и мечетей.
Как отмечают ЮНЕСКО и «Комиссия по сохранению национальных памятников Боснии», результатом массового уничтожения стала потеря большей части уникальных исламских культовых сооружений и достопримечательностей.
После обретения независимости в 1992 году Босния стала лидером среди посещаемых стран Балканского региона. Если мы обратимся к результатам переписи 2013 года, то увидим, что ислам здесь является основной религией – его исповедует 51% населения. В крупных муниципалитетах – Сараево, Бихаче, Травнике, Тузле, Горажде, Зенице, Мостаре и Баня-Луке – находятся восемь муфтиев.
Ильмира Гафиятуллина
Фото: Meyavuz/Creative Commons