En Ar

Египтянин, который запечатлел Россию XIX века

10 октября

 

Министр вакфов Египта Усама Аль-Азхари во время своего выступления на прошедшей в Казани V Международной конференции «Духовный Шелковый путь» отметил, что Россию и Египет связывают очень тесные и давние контакты. Многие ученые России приезжали в Египет за образованием, а египетские ученые, в свою очередь, совершали поездки за знаниями в Россию. В качестве яркого примера министр привел историю жизни Мухаммада ибн Са’д ибн Сулайман ‘Аййад ат-Тантави. Знаковый ученый в истории отечественной науки, в русской традиции известный как «Шейх Тантави», сыграл важную роль в диалоге культур народов России, Европы и мусульманского Востока в Новое время.


Благодаря своей широкой известности в Египте и Европе, ат-Тантави был приглашен в 1839 году в Россию по рекомендации профессора Христиана Френа, где начал вести курс арабского языка в Учебном отделении при Азиатском департаменте Министерства иностранных дел. В «С.-Петербургских ведомостях» тогда вышла статья археолога Павла Савельева, где он описывал Шейха Тантави: «…красивый мужчина в восточном костюме, в белой чалме, с черной как смоль бородою, с живыми полными огня глазами… выступающий гордой поступью по плитам светлой стороны Невского проспекта…». Позднее шейх стал преподавать на кафедре арабского языка в Санкт-Петербургском университете.


По официальным документам, с 1855 года профессор ат-Тантави вел тяжелую борьбу с болезнью. Ученый, внесший весомый вклад в основание факультета восточных языков Санкт-Петербургского университета, был сильно болен уже в первые годы работы нового учебного подразделения. Шейх Тантави скончался в октябре 1861 года. «Экзотическим цветком промелькнула эта жизнь в старой России…», – как отметит впоследствии русский и советский арабист Игнатий Крачковский в своей книге «Над арабскими рукописями», опубликованной в 1945 году. Отечественный академик первым провел тщательное исследование жизни и творчества Шейха Тантави.


«Подарок смышленым с сообщениями про страну Россия Мухаммада ‘Аййада ат-Тантави» или «Описание России», по мнению академика Крачковского, является лучшим сочинением шейха, которое отражает наблюдательность и отзывчивость, острый взгляд, тонкий и добродушный юмор египетского ученого. Сочинение содержит общие сведения по географии и истории России, а также личные культурологические наблюдения и заметки автора, касающиеся повседневной жизни, религии, обычаев и нравов русских в середине XIX века.


Ат-Тантави обстоятельно описал путешествие из Каира в Петербург. Первым городом на этом пути стала Одесса, куда шейх прибыл из Стамбула в 1840 году. Именно Одессе суждено было стать местом встречи с чужой и далекой культурой. Египетский путешественник отметил всю пестроту жизни этого города, подверженного различным влияниям из-за статуса «южных врат империи». Ученый также побывал в Киеве, Могилеве, Витебске и некоторых более мелких городах Российской Империи. Ат-Тантави не единожды признается, что обращался к трудам российских историков в процессе написания своей рукописи.


Третью главу «Об обычаях русских, их нравах, праздниках, религиях, счастье и достижениях в науках, об искусствах» шейх начинает с рассказа: «Известно, что традиция и характер русских выражаются в великодушии, гордости и общительности людей, особенно с тех пор, как они стали развиваться в области культуры и наук…». Примечательно, что ат-Тантави связывает развитие лучших качеств русского народа с просвещением нации в петровскую эпоху, то есть с влиянием Запада. Ат-Тантави демонстрирует известную широту и непредвзятость, акцентируя деятельность царя-реформатора. Он уделяет много внимания пересказу русской истории, где почти все факты связаны лишь с Петром I.


История Российской империи в 40-е годы XIX века, в период написания шейхом своего труда о России, проходила под знаком правления Николая I. Император стремился предотвратить возможные революционные потрясения и проводил меры, направленные на решение острых социальных проблем в области просвещения и технического прогресса. Ат-Тантави в своем сочинении избегал упоминания каких-либо политических, военных и экономических аспектов. О самом императоре автор отзывался благосклонно и сравнивал его с султаном, перед которым преклонял колено.


В наблюдениях и выводах шейха о религии вызывает интерес общий смысл его замечаний: простой народ и купцы остаются приверженцами православных традиций, в то время как высшее сословие отошло от повседневной религиозной культуры. Описывая обычаи, традиции и быт России, ат-Тантави иногда обращается к аналогам в исламском мире. Но исследователи (М.В. Винц, «Шейх Тантави о русской православной традиции») также отмечают наличие невысказанных, но подразумеваемых автором параллелей. Шейх писал для мусульман вообще и своих соотечественников в частности, которые без лишних слов поймут все акценты. В этих моментах раскрывается особый взгляд восточного человека.


Российские исследователи изучили и наблюдения ученого о русских женщинах (М.В. Еремина, «Российские женщины XIX века в “Описании России” Ат-Тантави»). Шейх поражался их свободе в общении с мужчинами и поведении. Например, о своем пребывании в городе Могилеве ученый написал следующее: «…затем я увидел еще несколько женщин, которые играли на инструментах и танцевали, и никто их за это не порицал. И это довольно обычно для этой страны. И иногда женщины танцуют в паре с мужчинами, поскольку танец мужчины с незнакомой женщиной не является здесь чем-то предосудительным, если не проявляются какие-либо чувства. Здесь это считается нормой вежливости и приличия. Таким образом, время протекает в радости и счастье».


Ат-Тантави в своем труде не только восхищался красотой русских женщин, но и с интересом отзывался об их открытости и свободе. Тяготение к прекрасному не могло не влиять на заметки ученого. Поэтические описания девушек в работе шейха составляют своеобразный фон для спокойных прозаических изложений. Однако почтительное восхищение ат-Тантави по отношению к русской женщине во многом определяется именно родной мусульманской культурой.


Труд Шейха Тантави «Подарок смышленым с сообщениями про страну Россия» – восприятие николаевской эпохи египетским путешественником и представителем арабской учености важен и интересен тем, что дает возможность взглянуть на историю и культуру России с интересной перспективы. Подробно изучены жизнь и профессиональный путь Мухаммада ‘Аййада Ат-Тантави, о чем говорит богатое разнообразие материалов по итогам Конференции к 200-летию профессора Восточного факультета Санкт-Петербургского университета. Однако «Описание России» Шейха Тантави по-прежнему не издано на русском языке для широкого читателя. Возможно, напоминание о заслугах ученого, на международном уровне озвученное министром Аль-Азхари, и общий интерес к персоне шейха изменят положение рукописи.

 

 

ГСВ "Россия - Исламский мир" 

Фото: Public Domain