Мечеть… Это не просто слово или место, это дом Всевышнего. В переводе с арабского мечеть – место поклонения, мусульманское богослужебное архитектурное сооружение. Каждый народ, исповедующий ислам, создаёт свои уникальные мечети, отличающиеся не только географическим местоположением и языком проповеди, но и архитектурными изысками, чарующими древними традиционными орнаментами и неповторимым по красоте оформлением. И сегодня мы предлагаем вам вместе с нами прогуляться по татарским мечетям России, оценить их масштабность и проникнуться многовековой историей.
Норильск
Нурди-Камаль — мечеть в городе Норильск – внесена в Книгу рекордов Гиннеса как самая северная мечеть мира. Строить её начали в конце 1993 года. Деньги на строительство выделил татарин Мухтади Бекмеев. Название «Нурди Камаль» было дано в честь родителей Бекмеева – отца Нуритдина и матери Гайникамаль. Свои двери мечеть распахнула в 1998 году.
Мечеть создана по индивидуальному проекту, который придает ей «норильский колорит». Здание выкрашено в голубой цвет, купола главного корпуса и минарета золотые. Грани строения разделены белыми декоративными колоннами, а на каждой грани по четыре прямоугольных окна, верхние части окон – треугольные с белой каймой. Нижнее помещение используется как медресе.
Интересно, что вместо традиционной округлой формы минарета в Норильске он четырёхугольный. Это позволяет лучше сохранять тепло и увеличить устойчивость против сильных ветров. Мечеть имеет форму звезды. Зал для молитвы круглый, а минарет имеет высоту 30 метров. Мечеть имеет 2 этажа, нижнее помещение используют как медресе. Культовое сооружение стоит, как и многие другие здания Норильска, на сваях. Их используют, потому что на небольшой глубине от поверхности начинается вечная мерзлота, которая идет вниз на 300—500 метров.
Иркутск
Иркутская Соборная мечеть — главная мечеть города Иркутск, духовный центр Байкальского муфтията, который традиционно объединяет татаро-башкирскую общину города и области.
Если мы обратимся к истории, то узнаем, что появление первых вольных переселенцев-мусульман в Иркутской губернии зафиксировано официальными источниками в начале XIX века. По переписи 1835 года только в городе Иркутске их уже проживало до 350 человек. В конце XIX и начале XX веков в общем потоке переселенцев, связанном с политикой развития Сибири и проведением крестьянских реформ, сюда из европейской части России устремились и многие мусульмане. В основном это были татары и башкиры Поволжья и Приуралья — Казанской, Оренбургской, Уфимской и Пермской губерний.
Количество жителей Иркутска и пригородов, исповедующих ислам, постоянно возрастало. Появилась острая необходимость в создании мечети. Для этой цели в 1897 году братьями Заидуиллой и Шайхуллой Шафигуллиными из своего имущества была пожертвована городская усадьба и постройки на Саломатовской улице (К.Либкнехта). Летом этого же года мечеть была открыта, и с минарета впервые в Иркутске прозвучал азан.
Иркутская мечеть стала местом общественной и просветительской жизни верующих. Здесь была образована библиотека и школа для детей мусульман; работал приют для сирот и инвалидов и столовая для бедных; организовывалась взаимопомощь, проводились губернские собрания и праздники. Первым уездным имамом был утвержден мулла Гарых Баймуратов.
Небольшое деревянное здание не могло удовлетворить нужды мусульман Иркутска. Поэтому сразу же начался сбор средств на строительство каменного здания. К 1905 году строительство нового здания мечети было окончено, и Иркутск украсился выразительной архитектурной постройкой с высоким минаретом. Иркутская мечеть признавалась одной из лучших в России.
Иркутская соборная мечеть входит в список памятников культурного наследия федерального значения. Она примечательна тем, что не закрывалась в течение советского периода российской истории, а прекращала функционировать только во время Великой Отечественной войны.
Тюмень
Казаровская мечеть расположилась в самом центре Тюмени на территории бывшей деревни Казарово, которая уже давно стала частью города.
Первое упоминание о мечети историки относят к 1820 гг. В архивных документах указано, что деревянная мечеть была построена бухарцем Таулетбаком Абдуцалимовичем Маппаровым «в Юртах Казаровских».
По прошествии шести десятилетий деревянное здание пришло в ветхость и негодность, поэтому в 1885 г. было решено перестроить мечеть заново. За эту работу взялась жительница бухарского села Ембаево Бибичамал Апсалямова. Постройку она вела полностью за свой счёт при полном одобрении Тюменского губернского управления, поскольку местные жители были не в состоянии финансировать это мероприятие, а других мечетей в округе не было. Не исключено, что финансовое участие в строительстве мечети принимал и известный меценат из Ембаево Нигматулла Кармышаков-Сейдуков, которому молва и приписывает строительство мечети.
Новое деревянное здание мечети было возведено на каменном фундаменте. Тобольская губернская комиссия по строительству одобрила проект здания и обязала окружное полицейское управление следить за ходом строительства. Жители Казарово, которых в 1882 г. насчитывалось 75 мужчин и 65 женщин, взяли на себя обязательство содержать духовенство, отапливать и ремонтировать новую мечеть.
В 1920-х гг. мечеть была перепрофилирована в школу, которая в ней сейчас и находится — ныне это средняя общеобразовательная школа № 52. В 1960-х гг. здание лишилось минарета. Новое здание мечети было торжественно открыто в 2001 г. Оно было построено неподалёку от старого здания.
Оренбург, село Татарская Каргала
Вопреки расхожему мнению, самая старая из сохранившихся до наших дней татарских мечетей расположена недалеко от Оренбурга, в селе Татарская Каргала.
Мечеть Куш-манара была построена силами купцов татарского селения в 1749 году на средства купца Магди Кайсарова и его сына Мухаммед-Рахима. Возведённая из камня, она состоит из двух этажей с купольной крышей и двух минаретов, фланкирующих вход. В советские годы мечеть очень сильно пострадала: были уничтожены два минарета, а само здание закрыто. В послевоенные годы, верующим разрешили вернуть мечеть, на месте разрушенного был построен деревянный минарет. В настоящее время в мечети идёт реставрация исторического облика.
Касимов
Ханская мечеть, что расположилась в Касимове, является памятником татарской культовой архитектуры и относится к рубежу XVIII-XIX веков. Двухэтажное здание с куполом в стиле классицизма с двухъярусным минаретом в виде невысокого цилиндра под стрельчатым куполом, поставленным на массивное основание. С 1930-х гг. здание используется в качестве музея. Ближе к берегу Оки расположена текия Шах-Али хана.
По преданию, мечеть была построена первым правителем Касимовского ханства царевичем Касимом в XV веке. По другим данным, например, согласно произведению придворного летописца хана Ураз-Мухаммеда Кадыр-Али бия, она была построена ханом Шах-Али, то есть в середине XVI века. От древней постройки сохранился лишь каменный минарет. Здание кирпичной мечети было разрушено в 1702 г. по приказу Петра I, который, если верить местным легендам, во время плавания по Оке принял мечеть за церковь и перекрестился на неё.
В 1768 г. на старом фундаменте вплотную к старому минарету (видимо, сохранённому в качестве дозорной вышки) по разрешению и именному указу Екатерины II усилиями Бектемира сеида и его сына Бурхана сеида Шакуловых, Ибрагима мурзы Чанышева и др. было построено из камня одноэтажное здание мечети, крытое четырёхскатной тесовой крышей.
На стене мечети над дверью вделан камень с надписью на старотатарском. Текст гласит: «1182 (1768) года эту мечеть в месяце раби-эль-аввале (июнь-июль) соорудили: Бектемир сеид, Бурхан сеид, Ибрагим мурза Чанышев, Абдулла мурза, Муса сеид, Мустафа сеид, Сулейман мурза, Темир-Булат сеид, Юсуф мурза Чанышев, Муртаза сеид, Мухаммед сеид, Ибрагим мурза Максютов, Якуб мурза, Муса мурза Девлетгильдеевы, Юсуф мурза, Ибрагим мурза Максютовы, Мустафа мурза, Темир-Булат сеид Шакулов».
В 1835 г. одноэтажное здание усилиями сына и внука Бурхана Бектемировича, Салиха сеида и его сына Хамзы сеида Шакуловых было надстроено вторым этажом из кирпича. С 1938 года в здании мечети находится краеведческий музей. В ноябре 2013 года по решению Арбитражного суда Рязанской области мечеть была передана во владение Духовному управлению мусульман Европейской части России.
Астрахань
Соборная «Ак-мечеть» (Белая мечеть) является древнейшей сохранившейся до наших дней мусульманской мечетью Астрахани. О деревянной Белой мечети в Астрахани сообщает в 1777 году академик С.Г.Гмелин, а затем, в 1809 году, – исследователь И.В.Равинский. Он, в частности, писал, что это главная татарская мечеть в городе, так как она была «всех пространнее и получше сделана», а кроме того «у татар главные мечети всегда называются белыми».
В 1810 году деревянная «Ак-мечеть» была перестроена в камне на средства купца Давида Измайлова. К зданию мечети был пристроен красивый минарет. Мечеть окружала вначале деревянная, а затем каменная ограда. Известно, что на протяжении XIX – начала XX века имамами Белой мечети были представители семьи Ходжаевых, причисляемые к татарам Бухарского двора. Имамы Ходжаевы активно участвовали в общественной жизни мусульман Астрахани. До революции при «Ак-мечети» действовали мактаб и медресе.
В 1930 году «Ак-мечеть» была закрыта, а её помещение было передано под детский сад. Лишь в 1992 году мечеть была возвращена верующим. В 1997 году при Белой мечети было открыто единственное в области медресе – Исламский институт «Хаджи-Тархан». С началом реставрационных работ в мечети медресе было переведено в здание рядом с Чёрной мечетью.
Нижний Новгород
Нижегородская соборная мечеть — главная мечеть Нижнего Новгорода, расположившаяся на Казанской набережной. Открыта она была в 1915 и вмещает до 5000 верующих.
В 1908 году мусульманская община Нижнего Новгорода создала «Комитет по постройке магометанской мечети» в верхней части Нижнего Новгорода. В 1910 г. «Комитет» добился официального разрешения на строительство мечети, и уже летом 1913 года состоялась закладка мечети. Торжественное открытие мечети прошло спустя два года – 20 марта 1915 г. С самого открытия её возглавил Шахимардан Ильясов. С 1933 по 1938 годы обязанности имама исполнял Сагман Исхаков.
В 1938 году она была закрыта. После многочисленных ходатайств и обращений мусульман к высшему руководству страны в 1988 году Соборная мечеть была возвращена верующим. Однако здание требовало значительной реконструкции: отсутствовали минарет и купол.
Благодаря активистам мусульманской общины, 30 июня 1991 г. состоялось торжественное открытие обновлённой Соборной мечети и водружение на минарет полумесяца. Так мечеть стала настоящим духовным центром мусульман Нижегородской области: при ней начала функционировать воскресная школа (с 2003 г. – мектебе «Ихсан»), а в 1994 г. было построено здание медресе «Махинур».
За свою почти столетнюю историю Нижегородская Соборная мечеть помимо своего прямого назначения, служила местом проведения научных конференций, «круглых столов», съездов и форумов. А сейчас это ещё и место встречи мусульманской молодёжи Нижнего Новгорода.
В 2008 году Правительство РФ придало Нижегородской Соборной мечети на Казанской набережной статус памятника истории и культуры. Постановлением правительства Росохранкультуре совместно с правительством Нижегородской области было предписано включить данный объект в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Чита
В начале века в Чите была большая и богатая мусульманская община. Целая татарская слобода располагалась в районе улиц Ленской и Красноярской. Общими усилиями в 1904-1907 гг. верующие построили мечеть, одно из лучших зданий Читы, в котором красота и прочность, как подобает месту, где молятся Всевышнему, слились воедино.
Двухэтажное здание из красного кирпича располагается на ленточном бутовом фундаменте и построено по традиционной для татарских мечетей схеме «минарет на крыше». Вытянутая башня восьмигранного минарета увенчана луковичной главкой. К южному торцевому фасаду здания примыкает пятигранный михраб. Стены нижнего этажа, михраба и простенок между окнами второго этажа рустованы (рельефная кладка). Карниз основного здания, михраба и минарета украшен арочным поясом.
При мечети было создано Магометанское общество и открыта русско-татарская школа. Мечеть находится в историческом центре города и является единственным в Забайкалье сохранившимся архитектурным образцом мусульманских культовых сооружений.
Во время СССР мечеть использовалась как общежитие, на период Великой Отечественной войны была закрыта. В 1992 году здание мечети было передано читинской мусульманской общине. В настоящее время при Соборной мечети в Чите открылась школа татарского языка, регулярно проходят намазы.
Ильмира Гафиятуллина
Фото: Creative Commons