Аравийский визирь Кремля, «красный паша»...
Этот человек сделал непомерно много для налаживания тесных дипломатических связей между Советским Союзом и арабо-персидским миром. Дипломата настолько ценили в мусульманском мире, что, после его ухода со своего поста, были прекращены любые контакты с СССР. Возобновились они уже лишь после падения империи. Сегодня речь пойдет о Кариме Хакимове.
Карим Абдрауфович Хакимов – советский дипломат, первый полномочный представитель Советской России в арабских странах, внёсший значительный вклад в установление добрых отношений между молодой Советской Республикой и арабо-персидским миром. Будущий дипломат воспитывался в мусульманской семье. Стоит отметить, что в прошлом он был профессиональным революционером, красным командиром и организатором советской власти. Хакимов принимал непосредственное участие в становлении нового государства Саудитов.
Он стал личным другом главы-основателя правящей ныне династии Абдель Азиза ибн Сауда и завоевал доверие простых жителей Аравийского полуострова. В ходе установления дипломатических отношений СССР с арабскими странами Карим Хакимов организовал поставки жизненно необходимых товаров и продуктов из СССР, а также оказание медицинской помощи населению. В 1918 году он становится членом Оренбургского мусульманского военно-революционного комитета. Отсчет работы в дипломатической сфере начинается с 1920 года, когда по рекомендации Куйбышева его берут в НКИД.
Именно с этого года и начинается его активная деятельность, направленная на налаживание тесного сотрудничества между советским правительством и арабским миром. До 1921 года Карим Хакимов занимает должность замначальника политуправления Туркфронта, одновременно являясь секретарем временного ЦК компартии Туркестана, полномочным представителем РСФСР в Бухарской народной республике и секретарем ЦК Бухарской коммунистической партии. Следующие три года он продолжает свою работу в качестве Генерального консула РСФСР/СССР в городах Мешхеде, Реште (Персия).
За годы своей работы советский дипломат организовывал поставки в Джидду морским путем товаров первой необходимости, принимает участие в организации киноэкспедиции, которой руководил основатель и первый ведущий легендарной телепередачи «Клуб путешественников» Шнейдеров. По результатам работы экспедиции позже был выпущен цикл документальных фильмов о Йемене.
В 1925 году Хакимов совершает малый хадж – умру, что повышает его значимость в глазах арабской элиты. Год спустя Советский Союз станет первым государством, признавшим новое государство Саудитов. В течение трех лет (1926-28 года) Карим Хакимов становится полномочным представителем СССР в Королевстве Хиджаз, Неджд и присоединенных областей (с 1932 — Королевство Саудовская Аравия). Следующие три года – полномочный представитель СССР в Йеменском королевстве, одновременно — генеральный представитель «Ближневостокторга» и сотрудник Иностранного отдела ОГПУ.
В 1936 году Хакимов становится полномочным представителем СССР в Королевстве Саудовская Аравия. К сожалению, это оказалось последним назначением дипломата: год спустя его отзывают в Москву, где, спустя месяц арестовываю по ложному доносу. 10 января 1938 прервалась жизнь «красного паши». Репрессии в отношении «Красного паши» и последующая казнь произвели глубокое впечатление на представителей правящей и поныне династии Королевства Саудовская Аравия — дипломатические отношения между этой страной и СССР были прерваны в 1938 году, после отзыва Хакимова, и не возобновлялись до падения коммунистического строя в Советском Союзе. А вот, что говорили о деятельности Карима Хакимова его коллеги и современники. «В ходе своей дипломатической миссии К. А. Хакимов установил дружеские отношения с основателем царствующей династии Саудидов Абдель Азиз ибн Саудом и пользовался его благорасположением. Среди арабской элиты и простого народа был известен как «Красный паша», - Абдель Азиз ибн Сауд.
Из рекомендации члена ЦК ВКП(б) В. Куйбышева при направлении К. Хакимова на дипломатическую работу: «Из работников-мусульман он был наиболее коммунистически выдержан и чужд националистических уклонов». В своём письме Хакимову от 19 июля 1925 г. наркоминдел СССР Г. В. Чичерин так оценил поездку полпреда в Мекку для знакомства с ибн Саудом: «Столь удачно организованная и проведённая Вами поездка в Мекку, — писал Чичерин, — значительно обогатила нашу информацию о действительном положении Ибн Сауда и его намерениях…»
Из письма короля Хиджаза, Неджда и присоединённых областей Абдель Азиза ибн Сауда Председателю Президиума ЦИК СССР М. И. Калинину от 26 дня шестого месяца 1347 года хиджры: «Мы пользуемся этим случаем для того, чтобы выразить нашу радость в связи с теми стараниями, которые прилагались его превосходительством агентом к укреплению добрых отношений и дружбы между двумя странами. Эти старания оставили прекрасное впечатление».
В 1990 г. посол СССР в Йеменской Арабской Республике В. В. Попов, характеризуя работу К. А. Хакимова в Аравии, писал:
«То, что сделал этот человек как дипломат, как представитель нашей страны, трудно переоценить. Именно в результате в значительной степени его личного вклада был заложен фундамент отношений молодого советского государства с арабским миром… Благодаря глубокому знанию истории, традиций, обычаев арабов, необычайному такту, умению расположить к себе людей, Хакимов пользовался у йеменцев и саудовцев огромным уважением… Арабским он владел превосходно, даже арабы поражались его умению столь глубоко, витиевато и чисто «по-арабски» излагать мысли. Читать написанные его рукой документы — одно наслаждение: так грамотно, так профессионально они написаны и такой сочный, выразительный язык. Он был вхож во дворцы, и его с радостью встречали бедняки в своих лачугах, его дом всегда был полон гостей — приходили и купцы, и приближённые королевской семьи, и простой люд».
Ильмира Гафиятуллина