Каждый год в рамках Казанского международного фестиваля мусульманского кино среди одной из внеконкурсных программ становятся фильмы в номинации «Россия – Исламский мир». На этот раз в этой программе было представлено 10 кинолент, каждая из которых рассказывает зрителю об особенностях отдельного региона, знакомит с культурой и обычаями, затрагивает насущные проблемы, стоящие сегодня перед всем мировым сообществом, пробуждает лучшие нравственные качества в нас.
Так, картина узбекского режиссёра Ёлкина Туйчиева «2000 песен Фариды» описывает события, происходящие в начале XX века. Центральная Азия охвачена гражданской войной, Эмират и Ханства вот-вот рухнут. Гражданское население живёт в страхе за своё туманное будущее и надвигающуюся власть большевиков. Облако пыли уходящей эпохи и грядущих перемен блуждает по всей Трасокиане. Но это, кажется, не беспокоит Комиля, так как он – старый ренегат общества – живёт на краю всего: своего времени, мирских забот, общества, ценностей богатых или бедных. Его воля иная, его желание заключается в другом. Он не преследует ничего, кроме своей единственной надежды – иметь своё продолжение, потомка и следующее поколение, своего не рождённого ещё ребёнка. Но время – палач. Оно безжалостно, не даёт срока, чтобы исправить прошлое. Так может ли старик Комил преодолеть этот предел? Сможет ли он выжить на границе нового жестокого времени?
Молодая жена старика, которую отец засватал за него из-за внеклассовой любви (девушка приближённого ко дворцу посмела влюбиться в простого писаря), отличается не только богатством нарядов и проживанием в отдельной комнате. Фарида обладает белоснежной кожей и кротким нравом, старается не ссорится с другими жёнами своего новоиспечённого мужа, который отличается особой жестокостью и беспринципностью.
Однако, когда любимая жена Комила Рабия убегает от него, не сумев справиться со своей ревностью, мировосприятие старика меняется. Он отпускает молодую Фариду с её суженным, с ними же отправляет и юную трясогузку. В довесок к карете в миг осиротевший мужчина отдаёт свои сбережения, чтобы путники в пути не умерли от голода.
В одиночестве он встречает новую власть, принимая смерть от рук своей ненаглядной Рабии…
«Песнь гор» индонезийского режиссёра Юсуфа Раджамуда рассказывает нам историю шестилетнего трусишки Гимбы, который проживает с больной матерью в отдалённом местечке Пипикоро, расположенном в горном массиве, в деревне, до которой довольно трудно добраться. Каждого больного нужно сопроводить в долину, чтобы тот смог добраться до больницы.
За последние месяцы его мать ослабла. Но Гимба хочет быть только рядом с матерью. Начиная к этому привыкать, мальчик ждёт прихода мамы из сада какао, который расположен дальше, чем то место, куда она обычно ходит. Мать научила его напевать, чтобы отпугивать страх, когда он находится один.
Гимба подружился с девочкой по имени Лара, которая каждый день проходит мимо хижины. Они играют вместе, Гимба на некоторое время успокаивается. С каждым днём состояние матери ухудшается, но она продолжает ходить в сад, чтобы заработать средства на оплату больницы. Темнее, беспокойство Гимбы нарастает. Каждый раз, когда он слышит шелест в кустах, он думает, что это мама…
Кыргызская кинолента «Озеро», снятая Эмилем Атагельдиевым, погружает в древнюю легенду, согласно которой душа каждого умершего человека находится в озере, в плавающей там рыбе…
На берегу озера Иссык-Куль живёт старый учитель истории – Темиркул. Старик, который ещё в молодости трагически потерял свою единственную дочь, так и не смог до конца оправиться от этой потери. Он верит в легенду о том, что издревле кыргызы не употребляли в пищу рыбу, так как верили, что души предков, ожидая нового воплощения, становятся рыбами в священном озере. Его сосед Асхат, озлобленный ежедневным выживанием, вынужден кормить свою семью, промышляя браконьерством.
Дочь браконьера 11-летняя Жылдыз, находясь под влиянием старика, чувствует глубокий внутренний протест против браконьерства. Она искренне верит в легенду и так же, как старик, не ест рыбу, что вызывает непонимание её семьи и сверстников. Когда внезапно умирает жена старика, у них с Асхатом происходит конфликт. Старый учитель хочет похоронить свою жену по древнему обычаю. Но Асхат силой навязывает свою волю старику и берёт на себя все заботы о «достойных» похоронах в соответствии с принятыми традициями.
Проблему патриархальных, устаревших традиций и выбора собственной судьбы поднимает казахстанский кинорежиссёр Адильхан Ержанов. В своей работе «Улболсын» он рассказывает историю о похищении 16-летней девочки для дальнейшей женитьбы. Главная героиня, сильная и волевая Улболсын, живёт в городе. Её младшая сестра Ажар заканчивает школу в ауле Каратас. У Улболсын большие планы на будущее любимой сестрёнки – она накопила достаточно денег для того, чтобы Ажар смогла поступить в престижный зарубежный университет, что позволило бы ей в дальнейшем сделать карьеру и стать свободной и независимой. Однако, когда она приезжает за ней в Каратас, то обнаруживает, что девочку похитил местный знахарь Урген, уважаемый жителями аула человек, с целью сделать её своей «токал» – младшей женой. Каждый житель аула готов вступиться за Ургена, отдав даже жизнь за его здоровье. Среди его близких друзей – прокурор, глава поселения, сотрудники спецслужб. Но Улболсын не намерена этого так оставлять, и она решительно вступает в борьбу с патриархальным миром Каратаса…
В процессе борьбы за будущее своей сестры Улболсын сталкивается с кумовством, «продажей» девушки за калым, неспособностью органов противостоять авторитету отдельно взятого человека, попустительство сотрудников спецслужб. Символично, что имя главной героини в переводе с казахского звучит «Пусть будет сын». Так раньше, а иногда и по сей день, в семье называют девочек, когда вместо их хотели, чтобы в семье родился мальчик. Такое имя до конца жизни находится вместе с девушкой и говорит о её нежеланности в семье.
Работа нигерийского режиссёра Десмонда Овбьягеле «Девушка, что доила коров» посвящена непростому, но очень актуальному вопросу – распространению радикальных учений. В картине на примере сломанных судеб двух сестёр – Аиши и Зайнаб – наглядно рассказывается о том, как потеря семьи, тяжёлые физические и моральные условия, постоянное давление со стороны мучителей могут сломать даже самого сильного человека и превратить его в оружие в умелых руках.
Действие начинается с торжества – младшая сестра Аиши, Зайнаб, выходит замуж. Хорошо спланированные традиционные приготовления начинаются в сельской местности Африки, расположенной к югу от Сахары, сёстрами-доярками и женихом-фермером Харуной. Наступает день скрепления союза. Но все перспективы совместного светлого будущего молодожёнов рушатся, когда посреди свадебного торжества нападают повстанцы. Происходит резня, и обеих сестёр вместе с другими жителями деревни похищают и увозят на базу повстанцев, на окраину отдалённого города. Новая, неприемлемая для сестёр жизнь станет для обеих проверкой себя, семьи, веры, отношений, даже человечества, заставит делать выбор в пользу выживания и здравомыслия, что будет иметь серьёзные последствия для всех. Неужели невинность прошлого стала несбыточной мечтой?
Попав в плен, девушки облачаются в выданные им чёрные одежды и подвергаются тяжёлому физическому труду, изнуряющему и без того истощённые организмы. Двух сестёр отдают замуж за лучших бойцов ополченцев. Аише удаётся сбежать, но Зайнаб остаётся у врагов. После того, как Аишу отказались принять мать и муж в силу того, что она носила под сердцем ребёнка от нового мужа, за которого была насильно выдана замуж, девушка решается отправиться на поиски сестры. Волей судьбы она приходит в дом к мужу Дангану, который оказывается новым мужем и её сестры, которая взяла новое имя Фатия. Побег сестры, лишения, тяжёлая работа и весть о том, что её семья погибла, надломили девушку. Такое состояние стало благодатной почвой для взращивания радикальных идей в уме девушки. И вот она уже готовит смертниц, и сама с гордостью рассказывает сестре о совершённых ею лично взрывах. В ходе бесед Аиша узнаёт, что Зайнаб держит на неё обиду за то, что старшая сестра считалась любимицей родителей.
Никакое хорошее отношение мужа, ни подарки, ни выполнение любого каприза не могут удержать Аишу взаперти и среди чуждых ей радикальных воззрений, среди экстремистов, желающих править всем миром. Она уговаривает Дангана взять сестру и сбежать из этого ада в дом к матери. Но Зайнаб предаёт сестру, выбирая идеалы своей новой «семьи». Устроившим побег грозит смертная казнь через побивание камнями. Однако в последний момент Зайнаб бежит спасать сестру, чем поплатилась своей жизнью…
Так и в реальной жизни, а не на экране: может быть очень поздно для того, чтобы занять верную сторону и отказаться от лжи, предательства и насилия…
О семейных взаимоотношениях рассказывает также картина иранских братьев режиссёров Арк «Шкура». Араз живёт с матерью-ведьмой Мархамат и находится под действием её заклинания – оставаться с ней и не идти вслед за своей любовью.
Тем не менее Араз пытается освободиться от её заклинания, и чем ближе он подходит к любимой, тем слабее становится мать. Перед Аразом стоит выбор между любовью к матери и к любимой, но зло ведёт его к любимой, а совесть – к грешной матери. Мужчина заклинает любимую, чтобы и та сделал выбор между его жизнью и матерью.
В картине турецкого кинематографиста Фатиха Озджана «Оружие» рассказывается история простой турецкой семьи, где жажда власти, денег перекрыла все братские чувства и принесла трагедию в дом.
В горной деревне в сердце Анатолии живёт Вейси. Однажды утром, когда он идёт с сыном Мустафой на скотный двор, на его стадо овец нападает стая волков, в результате чего Вейси понёс большие потери. Теперь ему захотелось заиметь усовершенствованное оружие под названием «маузер», который ещё называют «королём оружия», чтобы защищать и себя, и стадо. Он идёт к местному торговцу оружием, который обещает ему подарить маузер, если тот докажет, что является хорошим охотником. Вейси охотится на волка, напавшего на его стадо, и в конце концов ему удаётся убить волчонка и волчицу. Полный гордости он возвращается в деревню. После этого у них начинается спор с братом за отцовское наследство. Волк же, потерявший всё своё семейство, оказывается третьей стороной спора.
Но вот погибает отец Вейси и Бекира. В этот момент Вейси находится на охоте, что после его возвращения побуждает слухи как в семье, так и по всей деревне о том, что новомодное оружие оказалось важней жизни родного отца. Бекир, неудовлетворённый тем, как отец разделил имущество, решает разделить всё поровну. В результате потасовки между двумя братьями, Бекир решается на страшное – братоубийство. Но сбитый прицел направляет пистолет в сына Вейси, который находится в тяжёлом состоянии на грани жизни и смерти. Желая отомстить за ни в чём неповинного сына, Вейси отправляется к Бекиру. Однако жажда мести, алчность, вражда между кровными братьями оканчивается смертью Вейси от руки Бекира. Молчаливый волк стал свидетелем совершённого правосудия: человек, отнявший у него семью, сам лишился жизни…
Особое место в программе «Россия – исламский мир» занимает афганский кинематограф. Работа Рамина Расули «Прошлой ночью собаки не спали» представляет собой синтез историй непростых судеб трёх людей, которые волею судьбы столкнулись друг с другом.
В отдалённой местности Афганистана после пожара в школе переплелись истории жизни молодой пастушки, мальчика-птицелова и скорбящей учительницы. Молодая пастушка рискует, спасая женщину-солдата из Америки после крушения вертолёта; птицелов находит убежище в танке среди птиц, очаровательных девушек и незаконной музыки, которую он любит; а скорбящая учительница жаждет мести тому, кто оставил её вдовой…
Албанский режиссёр Флоренц Папас в фильме «Открытая дверь» рассказывает историю Рудины, которая вместе со своей незамужней беременной сестрой Эльмой отправляется в длинное путешествие в родную деревню, чтобы встретиться со своим строгим отцом, приверженцем старых правил.
По дороге в горы Эльме приходит в голову план – привлечь бывшего одноклассника сыграть роль её мужа.
Особого упоминания заслуживает работа Мохаммада Карта (Иран) «Утопающие». Что ценнее: собственные интересы и положение в среде или же честь близкого человека, которого незаслуженно опорочили? Главный герой Хошем сделал выбор в свою пользу. Жену Хошема Парване, которая обучала детей плаванию в бассейне, засняли на телефон, когда она переодевалась. За пару минут видео распространилось по всему городу, что привело в дикую ярость мужа героини. Не сумев справиться с обуздавшей его яростью, мужчина накидывается на жену на заднем сидении машины младшего брата и за несколько секунд наносит смертельные удары возлюбленной.
Короткое видео, несколько секунд, пара точных ударов, и жизни двух семей разрушились на глазах. Родители кроткой Парване безутешны и требуют повесить виновника. Родные Хошема тоже недовольны поведением мужчины, но пытаются его оправдать. Есть лишь одна призрачная возможность избежать смертной казни через повешение – найти того, кто снял видео и выгрузил его в Интернет. Брат Хошима, Ходжат, начинает путешествие по лабиринтам Тегерана, чтобы найти ответственного за эту грязную игру. В своём путешествии к истине он отправляется к коллегам Хошема, пытаясь выяснить, кто мог держать на него зуб, чтобы так жестоко отомстить, опорочив честь жены, кроткой и милой девушки, невестки их семьи. В процессе своих поисков, Ходжат не чурается даже жестоких методов, которыми отличался старший брат. В результате Ходжат выходит на женщину, которая под угрозой смерти и позора сняла на видео Парване в бассейне. Но кому понадобилось так жестоко опорочить и буквально уничтожить жизнь ни в чём не повинной девушки? Этим человеком оказался Мосайеб, помощник Хошема, его правая рука. Это открытие буквально выбивает из колеи Ходжата, в голове которого все события его далёкого детства и недавних дней складываются в единое целое. Кто украл велосипед, на который маленький Ходжат работал всё лето? Кто подбросил наркотики в машину к нему, в следствие чего он отсидел пять лет, а жена потеряла ребёнка? Во всём оказывается виновен его брат. Это осознание вводит в ступор Ходжата, у которого опускаются руки и вновь всплывает на поверхность вина перед невесткой Парване, которую он не смог уберечь от нечистого на руки и помыслы брата.
Несмотря на всю обиду на старшего брата за его беспринципность и желание быть во всём и всегда первым любой ценой, за то, что для него важнее была не честь жены Парване, а собственное положение и статус в обществе, Ходжат не раскрывает всей правды родителям, обрекая тем самым себя на долгие муки совести внутри души.
Напомним, что традиционно Группа стратегического видения «Россия — Исламский мир» выступает партнёром Казанского международного фестиваля мусульманского кино. Учреждённый группой специальный приз «За диалог культур в исламском мире» с денежным вознаграждением в 300 тысяч рублей в этом году традиционно был вручён одному из 10 фильмов специальной программы «Россия — Исламский мир» на торжественной церемонии закрытия фестиваля.
Ильмира Гафиятуллина