En Ar

Ливанские медиа: осколки одного неба

26 сентября

Главным источником уязвимости Ливана с момента обретения независимости в 1943 году остается конфессиональная система, исторически сложившаяся и первоначально навязанная европейскими державами. Разделяя власть по религиозному признаку, она подменила собой общенациональную идентичность, что привело к ослаблению государственных институтов, гражданской войне, перманентному политическому кризису и уязвимости перед внешними угрозами. Усугубляет ситуацию либеральная экономика, усилившая социальное неравенство и приведшая, в числе прочего, к упадку и фрагментации медиасферы.


Некогда Ливан славился самым высоким в арабском мире количеством частных газет на душу населения. Хотя глобальный кризис печатных СМИ не обошел республику стороной, приведя к закрытию многих изданий (например, легендарная «Ас-Сафир» прекратила работу в 2016 году после 42 лет существования), газетные киоски Бейрута по-прежнему предлагают богатый ассортимент. Ключевые игроки на этом рынке представлены изданиями: «Ан-Нахар» – одна из старейших и самых влиятельных газет с либеральной ориентацией; «Аль-Ахбар» – известна смелыми расследованиями на запретные темы, но часто обвиняется в том, что является рупором «Хезболлы»; «Аль-Балад» – коммерческий таблоид, знаменитый сенсационными и агрессивными кампаниями; проправительственная газета «Аль-Мустакбаль».


Телевизионный ландшафт Ливана также довольно политизирован. Вместо нейтральных СМИ основные телеканалы напрямую связаны с различными силами и религиозными общинами страны. Прозападными и представляющими парламентское большинство являются LBCI и MTV (Murr Television), оба поддерживавшие протесты 2019 года. Владелец MTV – политик-христианин Элиас Мурр, чья медиаимперия также включает газету «Аль-Джумхурия». К проиранским и оппозиционным относят: «Аль-Манар» – известный резкой антиизраильской и антиамериканской риторикой; «Аль-Маядин», NBN (National Broadcasting Network) и OTV (Orange TV). Другими значимыми каналами являются «Аль-Джадид», известный популистским подходом и расследованиями против власть имущих, а также «Télé Lumière» – религиозно-просветительский канал, принадлежащий маронитской церкви.


Как и телеканалы, практически все крупные радиостанции служат проводниками идей конкретных политических или религиозных сил, отражая раскол в ливанском обществе. Большинство интернет-сайтов дублируют предвзятость своих традиционных «родителей»; при этом сама инфраструктура слабо развита. Среди молодежи популярны социальные сети (принадлежащие Meta, признанной в России экстремистской и запрещенной). На волне протестов 2019 года возникли независимые площадки – Megaphone News, Thawra TV.


Главная цель альтернативных СМИ – быть независимыми и критиковать всю политическую систему Ливана, а не отдельные партии. Однако экономический кризис вынуждает их искать финансирование у международных доноров, что делает их уязвимыми для обвинений в ангажированности. В то же время общественное мнение формируется и в гибридной среде: традиционная медиаэлита, знаменитости, а также цифровые активисты и инфлюенсеры представляют новые голоса с разными точками зрения.


Несмотря на эти тенденции, ведущие газеты Ливана также продолжают играть роль в формировании общественного мнения. Обострение палестино-израильского конфликта в октябре 2023 года и эскалация на ливано-израильской границе были восприняты ливанскими СМИ как угроза начала новой войны. Несмотря на фрагментацию, медиа обратились к общей исторической памяти, что иллюстрируется в работе «Осмысление “травмы” в СМИ и медиа» исследователя из МГИМО Яны Харб.


Так, «Аль-Джумхурия» представляет конфликт как трагедию, фокусируясь на гуманитарных последствиях и страданиях мирного населения, что образует эмоциональный нарратив коллективной памяти. «Ан-Нахар» анализирует события через историко-политический контекст, проводя параллели с 2006 годом (Июльская война) и представляя новый конфликт как причину утраты Ливаном его регионального статуса, тем самым конструируя национальную идентичность вокруг травмы. «Аль-Ахбар» занимает критическую позицию, рассматривая гипотетический конфликт как часть борьбы с внешней агрессией и западным влиянием, также используя нарратив исторической травмы для мобилизации общества вокруг идеи суверенитета.


Выступая активными архитекторами коллективной памяти, ливанские медиа не просто информируют, но и формируют общественные настроения. Они конструируют их через мощные нарративы: гуманитарной трагедии, утраты национального статуса или сопротивления внешней агрессии. Медиасфера Ливана зеркально отражает глубинный раскол общества, будучи сама жестко сегментирована по конфессиональному и политическому принципу. Но в моменты общей угрозы различия нарративов отступают перед их объединяющей функцией, которая апеллирует к общей судьбе и памяти нации.

 

 

ГСВ "Россия - Исламский мир"

Фото: Moustafa Elsamadouni/Pixabay