En Ar

Михаил Худяков: «Старое – юно!»

30 сентября

Народное согласие, которым по праву гордится современный Татарстан, – это не случайная данность, а результат многовекового труда и мудрости поколений. Особую роль в этом процессе сыграли любознательные ученые, чьи исследования помогали взаимному пониманию культур. Одним из таких подвижников науки был Михаил Георгиевич Худяков – блестящий историк, посвятивший себя изучению народов Поволжья. В своих работах советский ученый с глубоким уважением раскрывал богатство исламской культуры Казанского ханства и его предшественников.


Несмотря на благополучное детство в обеспеченной православной купеческой семье, Худяков сделал неожиданный выбор – он сразу и безоговорочно принял Октябрьскую революцию. Этот шаг становится особенно примечательным на фоне его блестящего образования: золотая медаль Первой Казанской гимназии и учеба на историко-филологическом факультете Казанского университета. Будущий новатор искренне увидел в революции возможность для непредвзятого и объективного изучения истории татар и других народов Поволжья.


Научно-исследовательская работа Худякова в начале 1920-х годов была чрезвычайно продуктивной. В статье «1000-летие мусульманской культуры в Поволжье» ученый утверждает, что ислам начал проникать в Волжскую Булгарию еще до официального посольства из Багдада. Распространение шло через соседний Хазарский каганат, где мусульманская община уже имела большое влияние. Подчеркивается мирный характер этого процесса, осуществлявшегося через торговые и культурные связи.


Принятие ислама в 922 году, по мнению Худякова, стало судьбоносным политическим шагом. Оно было направлено на обретение независимости от иудейской Хазарии и вхождение в могущественный исламский халифат. Это событие стало началом новой эпохи, связавшей Поволжье с высокой арабской культурой, просвещением и письменностью. Кроме того, историк оспаривал тезис об упадке в период Золотой Орды, указывая на то, что для Булгарии это время стало эпохой культурного расцвета. После разрушения Болгара его наследие, по мнению ученого, перешло к Казанскому ханству.


Еще будучи студентом Казанского университета, Худяков участвовал в археологических экспедициях в Болгаре и Биляре. Именно в эту пору у него начало формироваться независимое мнение. Молодой специалист тщательно изучал историю Биляра и окрестных деревень. Его глубоко потрясло, как древние надгробные плиты использовались крестьянами для фундаментов часовен и погребов. Худяков первым из археологов исследовал гору «Хуҗалар тавы», где, по его мнению, были захоронены мусульманские святые. Также он изучал городище близ Биляра, предположив, что оно могло быть связано с Тамерланом и Тохтамышем.


Вершиной научных изысканий Худякова стала книга «Очерки по истории Казанского ханства», изданная в 1923 году. Книга появилась в период татарского «ренессанса» в ТАССР, когда местное правительство активно поддерживало возрождение национальной культуры. Однако этот курс был свернут, и Худяков переехал в Ленинград: учился в аспирантуре и работал в Академии истории материальной культуры.


Современные татарские историки считают «Очерки …» Худякова самым правдивым и полным исследованием на русском языке. По своей объективности этот труд не имеет себе равных. Автор впервые в русской науке назвал татар высокоцивилизованным народом с собственной государственностью и охарактеризовал падение Казани как величайшую трагедию в истории нации.


Как подчеркивает Худяков, татарский народ сохранился благодаря исламу, высокой грамотности, в том числе среди женщин, и собственной системе образования на родном языке, что в итоге стало залогом культурного возрождения. В своей работе он детально описал всю историю ханства – от образования до трагического разгрома, включив в повествование яркую и страшную картину взятия Казани войсками Ивана Грозного.


Худяков достоверно показал внутреннюю борьбу в татарском обществе, дал богатейшую информацию о ханских династиях и знати, проанализировал внутреннее устройство государства, его внешние связи (с Туркестаном, Крымом и другими) и влияние различных групп на политику. Все выводы автор подкрепляет солидной документальной базой. Искренний интернационализм и поиск истины позволили советскому историку внести серьезный вклад в татароведение и обозначить его ключевые проблемы.


В 1936 году Худяков стал доктором исторических наук. В этом же году были арестованы видные историки, этнографы и археологи, включая и самого Михаила Георгиевича. Ничего не подозревавших друг о друге ученых следователи произвольно объединили в сфабрикованное дело о «контрреволюционной группе». Все они были осуждены и казнены, а их труды забыты. Худякова реабилитировали лишь в 1957 году, но его работы, даже знаменитые «Очерки по истории Казанского ханства», оставались недоступными вплоть до конца 1980-х.


Родившись и проведя юность в городе Малмыже, в окружении татарского населения, Худяков с детства впитывал атмосферу иной культуры, что и обусловило его глубокое уважение к исламу и татарской нации. Однако сам факт совместного проживания разных народов, как мы видим на многочисленных примерах по всему миру, отнюдь не является гарантией взаимопонимания и согласия. Ключ к подлинной гармонии кроется не в простом соседстве, а в осознанном желании увидеть и признать красоту чужой традиции, в готовности с непредвзятостью и искренним интересом изучать ее, оставаясь при этом праведным и верным собственным нравственным ориентирам.


Статья Худякова «Старое – юно!» (опубликованная в Казанском музейном вестнике в 1920 году) с первых строк раскрывает свой парадоксальный заголовок. Автор доказывает, что изучение древности – это не консервативное занятие, а живое и молодое дело. Худяков показывает, как союз археологии с искусством придал науке новую энергию, и призывает жителей провинции, особенно молодежь и представителей коренных народов, к немедленной работе по сохранению исчезающих памятников и традиций.

 

 

ГСВ "Россия - Исламский мир"