В первые века после своего появления ислам стремительно распространялся среди неарабских народов. Ввиду отсутствия единой нормы произношения отдельных звуков и их сочетаний, представители других народностей совершали большое количество ошибок при чтении Корана, даже несмотря на знание арабского языка. Тогда мусульманские ученые задумались о разработке свода правил, которым руководствовались бы изучающие Священное писание.
Слово «таджвид» происходит от арабского глагола, который буквально переводится как «делать что-либо наилучшим образом». Иными словами, делать что-либо с таджвидом означает попытку придать плодам своего труда наивысшие качества, сделать их настолько совершенными, насколько это возможно. Но в специальном значении таджвид – это правильное произношение священного текста Корана.
Дисциплина «таджвид» обучает правилам грамотного, с точки зрения орфоэпии, чтения Корана. В рамках мусульманской науки освещение проблемы началось во второй половине IX века. Наследие мусульманских филологов представляет собой разнообразные трактаты и сочинения по таджвиду. Все звуки имеют значение, поэтому правильное чтение Корана является обязательным условием постижения божественной истины и сближения со Всевышним.
Таджвид помогает голосу звучать свободно и красиво, не преследуя цели усложнить чтение священной книги. Помимо избегания ошибок в толковании, таджвид также облегчает запоминание текстов Корана. Непосвященному человеку сложно представить, что существуют люди, которые знают текст Священного писания по памяти. Хранителей Корана, запоминающих его наизусть, называют «хафиз». Иногда хафизом может стать даже маленький ребенок.
Это не просто научная дисциплина, включающая обширную библиотеку теоретических трудов и многие часы усердных практических занятий. Таджвид можно по праву считать настоящим искусством, о чем свидетельствуют многочисленные конкурсы чтецов Корана в исламских странах: Малайзия, Египет, Саудовская Аравия, Иран, Ливия и многие другие. Благодаря участию в них российских мусульман, Союзу муфтиев России пришла идея организовать подобный конкурс в Москве.
Первый московский конкурс чтецов Корана прошел в 2000 году как соревнование преимущественно среди учащихся медресе российской столицы, в дальнейшем получив расширение до регионального уровня. Первые конкурсы показали возрождение в России школы по изучению Корана. С 2005 года мероприятие стало всероссийским, а в 2007 году приобрело статус международного события. В 2010 году конкурс удостоился официального признания на государственном уровне.
Участником конкурса может стать любой желающий мужчина от пятнадцати до тридцати пяти лет. Претенденты должны знать таджвид и быть рекомендованы министерством по делам ислама или мусульманской религиозной организацией своей страны, а также являться победителями национальных конкурсов. География мероприятия расширяется с каждым годом, что вынуждает организаторов проводить несколько отборочных туров перед финальным соревнованием.
Хотя сами организаторы не стремятся называть мероприятие соревнованием, подразумевающим жесткое соперничество, объявляя конкурс праздником для всех верующих и смотром – своеобразным выбором первых из лучших. Кроме того, организация события давно вышла за рамки лишь конкурса, так как на сегодняшний день программа традиционно включает в себя выставки, брифинги, спектакли, концерты и мастер-классы.
Так, XVIII Московский конкурс чтецов в 2018 году прошел в рамках международного «Праздника Корана» – помимо захватывающего чтения священной книги, зрителям были представлены увлекательные номера в исполнении известных исполнителей нашидов (мусульманских песнопений). Кроме того, гости могли посетить восточный базар, где дизайнеры конфессиональной одежды показывали собственные новинки. Размах события подчеркивают масштабы площадок – каждый год к проведению конкурса привлекаются большие концертные залы Москвы.
Посетителем может стать любой желающий, в том числе не мусульманин. Учитывая внимание к конкурсу, единственным ограничением становится вместимость зала. На протяжении нескольких часов в торжественной обстановке зрители открывают для себя новое, иностранные участники познают Россию, где живут их единоверцы, а представители других религий соприкасаются с заветами Корана. Собранные от продажи билетов средства направляются на благотворительность. Если не удалось попасть на мероприятие, его трансляцию можно смотреть онлайн – официальное сообщество конкурса в социальной сети «ВКонтакте» предоставляет ссылку.
Особыми гостями, помимо самих участников и зрителей, являются достопочтенные члены жюри, перед которыми стоит ответственная задача дать взвешенную оценку мастерству претендентов. В ежегодный судейский состав конкурса входят всемирно известные чтецы и хафизы Корана, сильнейшие ученые исламских наук и признанные эксперты в различных областях богословских знаний. На XX Московском международном конкурсе чтецов главе судебной коллегии, имам-хатыбу Мечети Пророка в Лучезарной Медине Шейху Абдулмухсину Аль-Касиму была вручена высшая награда российских мусульман – орден почета «Аль-Фахр».
Московский Международный конкурс чтецов Корана признан одним из лучших мероприятий подобного формата. В 2015 году за высокий уровень организации конкурс получил специальный приз от Дубайской премии Корана. Проведение мероприятия является ярким примером плодотворного дипломатического сотрудничества между странами. Высокопоставленные лица мусульманских государств заинтересованы в поддержке конкурса, о чем говорит присутствие представителей министерств по делам ислама, а также крупных международных исламских организаций в числе гостей. Несомненно, конкурс повышает престиж России в исламском мире.
На XXI Московском международном конкурсе чтецов Корана в 2023 году, впервые за всю историю проекта, главный приз был присужден россиянину – Айемиддину Фархудинову. Победитель выучил Коран наизусть в возрасте десяти лет. Айемиддин родом из Тульской области, он владеет несколькими языками, и в настоящее время учится в Исламском университете в Медине. Победа Айемиддина Фархудинова подчеркивает значение конкурса для воспитания в духе традиционного для российского общества ислама.
Таджвид – лишь одно из проявлений того, как Всевышний оберегает Коран от любого повреждения. Соблюдение таджвида гарантирует высокое качество и точность устной передачи священного писания из поколения в поколение. Касаемо побед или проигрышей в соревнованиях по искусной декламации Корана, можно привести слова Председателя Совета муфтиев и Духовного управления мусульман России Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина из приветственного письма к участникам XIX Московского международного конкурса чтецов: «Поистине, в нашем конкурсе нет проигравших, ибо все чтецы Священного Корана – уже победители на пути Всевышнего Аллаха».
ГСВ "Россия - Исламский мир"
Фото: Masjid Pogung Dalangan/Unsplash