В далёком 1917 году, 6 мая произошло важное историческое событие в жизни не только татарстанской уммы, но и всей Российской империи – Всероссийский съезд мусульман избрал муфтия и духовное управление мусульман России в составе шести кади (судей), одной из них стала Мухлиса Буби. Это было беспрецедентное по тем временам событие, чтобы пост мусульманского судьи заняла женщина. Можно лишь представлять, насколько глубокими знаниями обладала Мухлиса Буби и какую роль сыграла в деле борьбы за женское равноправие в среде мусульманских народов России и СССР.
Первая женщина-кади
Вернёмся в далёкий 1917 год, когда 1 мая в Москве открылся Всероссийский общемусульманский съезд, в работе которого приняло участие порядка 900 делегатов, из которых 112 – женщины. Помимо множества других вопросов, в ходе съезда был принят ряд решений о правах женщин, в числе которых были не просто декларативные заявления о равноправии, но и целый перечень мер, необходимых для движения к равноправию. К примеру, принятая съездом рабочая программа включала пункт о важности создания детских садов при предприятиях.
Это был первый всероссийский общемусульманский съезд, в работе которого участвовали женщины. Одна из них — Салима Якупова, председатель Центрального бюро мусульманок России, – была избрана в президиум съезда.
На посты кади тогда было выдвинуто сразу три женские кандидатуры: Мухлиса Буби, Мариам Поташчи (Поташева) и Фахрельбант Акчурина. Но достаточное число голосов получила только Мухлиса (302 голоса за, 208 – против).
Сам съезд проходил на фоне пикового подъёма женского движения в России. Непосредственно внутри собственно исламских сообществ шёл бурный рост женских движений. Первые женские общества среди мусульманок России стали возникать только на рубеже веков (первое – в 1898-м году). Изначально, как и везде, это были благотворительные общества. Важно, что уже в самом начале они сосредоточились, прежде всего, на благотворительной деятельности в сфере женского образования. Было написано несколько трудов, в которых обосновывались утверждения о потенциально заложенном в Коране равноправии мужчин и женщин, или, по крайней мере, куда большем приближении к равенству, чем современное авторам положение. В трудах того же круга доказывалась необходимость популяризации женского образования для развития общества и возрождения мусульманского мира.
Экскурс в историю
Но прежде чем углубиться в деятельность Буби, нужно хотя бы вкратце ознакомиться с её биографией.
Родилась Мухлиса в семье муллы Габдельгалляма и абыстай Бадрелбанат Нигматуллиных в селе Иж-Бобья. Образование получила в местном медресе, фактически у своей матери, которая и открыла при медресе женские классы в 1857-м году. В 18 лет Мухлису выдали замуж за муллу другой деревни. Однако брак был крайне неудачным, в результате чего в 1895-м году братья Габдулла и Губайдулла, приехавшие в гости, увезли сестру и двух её дочерей (приёмную и родную) с собой.
Как раз в это время они приняли от отца и возглавили существовавшее с XVIII века местное, до того не примечательное, медресе и совместно с жёнами Хуснифатимой, Насимой и сестрой начали в нём масштабные реформы обучения.
Первое женское медресе
После первых реформ Иж-Бубинское «училище» ещё сильно уступало другим действующим в то время джадидским медресе и в известности, и в количестве светских предметов, и в продолжительности обучения. Сильной стороной его изначально стала женская часть медресе, где обучение строилось по той же программе, что и в мужских классах. Недостаток образования преподавательницы компенсировали регулярными вечерними занятиями с другими преподавателями.
Село было довольно богатым: на его территории действовало два кирпичных завода, из села происходило несколько купеческих фамилий, потому недостатка в жертвователях на благое дело не было. Нигматуллины-Буби смогли собрать значительную по тем временам библиотеку и привлечь ещё нескольких преподавателей, получивших европейское и турецкое высшее образование, организовать химическую и физическую лаборатории.
Вечерние «факультативы» в этих условиях стали полноценной самостоятельной программой, превратившись в курсы мугаллимов (учителей) для мужчин и женщин, куда для углубления своего образования приезжали выпускники и ученики медресе и мектебов из разных уголков Российской Империи.
В 1905-м году медресе в Иж-Буби становится одним из самых известных медресе России, а женская его часть – возможно, самым известным женским медресе империи. К этому времени объём светской программы был приблизительно таким же, как в имперских гимназиях (куда доступ последователям иного вероучения был сильно затруднен).
Делом всей жизни Мухлисы абыстай стало обучение и воспитание девочек, создание для этой цели образовательно-просветительского комплекса на базе старого медресе Буби для воспитания и обучения юношества.
За десять лет вся семья Буби создала целый комплекс учебных заведений, куда вошли мужское медресе с восьмилетним курсом обучения, восьмилетнее женское медресе и четырёхлетняя начальная школа. Стоит отметить, что это стало первым для татарского народа местом, где можно было получить среднее светское образование на родном языке. Здесь же готовили учителей и учительниц для новометодных татарских школ.
Кадровый голод
То, что воспитание и обучение женщин, предоставление им широких возможностей для повышения уровня образования и культуры является одним из самых главных условий, способствующих преодолению отсталости и обеспечения прогресса нации, отмечали и братья Мухлисы Буби. Однако первая же проблема, с которой столкнулась семья Буби, – отсутствие кадров для обучения девушек. Тогда братьями было принято решение подготовить сестру и своих жён к предстоящей работе в женской школе.
Параллельно с подготовкой к предстоящей работе, Мухлиса изучала богословские науки по программе мужского медресе под руководством братьев. В 1905 году она стала высокообразованной женщиной, хорошо знавшей исламское вероучение. Братья полностью поручили сестре руководство дарельмугаллиматом (женской учительской семинарией). Признанием авторитета Мухлисы как руководителя медресе и ученого-богослова стало то, что её начали называть «мулла-абыстай».
Что касается учебной программы медресе, то в число основных предметов вошли вероучение (включая основы мусульманского права), татарский язык и литература, русский язык и литература, математика. Помимо этого, преподавались такие дисциплины, как арабский язык, география, естествознание, педагогика и методика, каллиграфия, рисование, домоводство, рукоделие.
В 1905-1908 годы при школе начинают открываться педагогические училища, разрешают принимать экзамены и выдавать свидетельства о присуждении звания учителя-мугаллима и учительницы-мугаллимы. Безусловно, эти свидетельства были официальным документом, признаваемым административными органами России.
В 1914 году открывается другое женское медресе, а параллельно получается разрешение на открытие женской учительской семинарии. Мухлиса Буби стала во главе этой семинарии, и в этой должности встретила своё избрание на пост кади духовного управления мусульман.
Создание женских комитетов
Современники описывали её как начитанную женщину, прекрасно владевшую, помимо татарского, арабским и фарси. Она завоевала большое уважение в округе. Её сын Габдулла чуть позже скажет, что именно к авторитету матери он апеллировал, когда кто-то проявлял недоверие к нововведениям, производившимся в медресе.
Мухлиса Буби активно включилась в работу ЦДУМ, в её ведение определили дела, касающиеся семейных разбирательств. В это же время центральное бюро мусульманок развернуло активную деятельность по созданию женских комитетов. Процесс происходил достаточно неравномерно: к примеру, в европейской части и в Сибири новые женские комитеты возникли во многих сёлах, на Кавказе и в Средней Азии только в некоторых городах. Комитеты мусульманок рассылали лекторш и иногда лекторов с лекциями и разъяснениями решений московского общемусульманского съезда по деревням, пытались наладить выпуск листовок и сбор средств.
Определённую поддержку новой судье оказали коллеги-кади и избранный муфтий Галимджан Баруди.
Главной идеей всей её работы на благо российской мусульманской уммы было убеждение, что мусульманские женщины могут и должны достичь равноправия с мужчинами, при этом сохраняя нравственность и не нарушая заветов ислама. Об этом она говорила и в одной из своих статей – «Женщина в мире ислама»: «Число женщин, служащих великому делу укоренения Ислама в мире посредством знаний, насчитывается не десятками, а сотнями».
Всероссийский мусульманский съезд по женскому вопросу
Чтобы лучше понять, в чём заключалась работа Мухлисы Буби и других передовых мусульманок, давайте ознакомимся с наиболее значимыми решениями всеобщего всероссийского мусульманского съезда по женскому вопросу по итогам специального заседания 9 мая 1917 г.
«Лишь та нация может быть сильной, чьи женщины наделены равными правами, и это равенство возможно осуществить, если только женщины будут готовы участвовать в деятельности учреждений, разрабатывающих законодательство о женщинах; поэтому мусульманки должны быть равны с мужчинами в политических правах. Женщины должны избирать и быть избираемыми в Учредительное собрание».
«Среди российских мусульман стали очень частыми случаи бракосочетания без согласия невесты и жениха, что имеет следствием неурядицы в семейной жизни и несчастливую жизнь детей, выросших в таких семьях; поэтому благословение брака считать возможным при согласии на это жениха и невесты».
«Следует принять во внимание, что в Туркестане и на Кавказе, и также в Казахстане принято выдавать замуж 11-12-летних несчастных девушек, и съезд, имея ввиду обусловленную этим физическую немощь и раннюю смерть молодых женщин, немощь детей, нашего будущего поколения, решил запретить выдавать замуж девушек, не достигших 16 лет, будь то на севере или на юге».
Из решения съезда по рабочему вопросу. 10 мая 1917 г.:
«Запрещается привлекать женщин к работам, вредным для здоровья. В период беременности женщинам предоставляется отпуск продолжительностью от четырёх до шести недель, заработная плата за это время сохраняется. […]»
«В местах, где работают женщины, должны быть колыбели и построены ясли для грудных детей; матерям, кормящим грудью, каждые три часа должен предоставляться перерыв для кормления ребёнка. […]»
«Для контроля над соблюдением рабочего законодательства и над условиями работы рабочих во всех местах работы, не исключая государственных, должна быть учреждена инспекция. Там, где работают женщины, инспектора должны быть из женщин».
Ильмира Гафиятуллина
Фото: Creative Commons