En Ar

Мультикультурный и толерантный

01 февраля



Период расцвета исламской цивилизации отражали высокий уровень духовной и материальной жизни, а наиболее ярко – терпимость к многообразию культур в собственном содержании. Тесное переплетение различных расовых, этнических, культурных элементов способствовали развитию ислама, обеспечивая жизнеспособность идеологической стороны религии. Пытливые умы могут задаться вопросом о том, насколько прочным является уникальный монолит из разнородных компонентов, и чем объяснить его стойкость?


Духовные и интеллектуальные достижения и традиции язычества, зороастризма, буддизма, иудаизма, христианства и других культур и религий оказали влияние на становление нового вероучения. Ислам содержательно обогащался в результате переплетения мусульманской составляющей с традициями и ценностями как самих арабов, так и с духовной материей других народов, оказавшихся в орбите исламской цивилизации. При этом вовлекаемым культурам удалось избежать тенденций, характерных для первозданного ислама как религии арабов.


Арабский ислам времен Пророка ﷺ и праведных халифов по мере разрастания Халифата активно взаимодействовал с чужеродными и самобытными культурами местных народов. Так в разных регионах империи утвердились специфические вариации ислама, порой весьма далекие от начал времен Откровения. Но все они опирались на одни и те же принципы, которые объединяли мусульманский мир в единую целостность и позволяли четко различать исламское учение от других религиозных или философских систем.


Яркий пример проникновения языческих религиозных элементов кочевых арабских племен в новое вероучение – становление ритуала большого паломничества. Мекка долгое время являлась местом традиционного поклонения языческим идолам, собранным в Каабе. Покушаясь на языческие идолы, Мухаммед ﷺ не стал разрушать само сооружение, овеянное авраамической легендой. Лишить мусульман, еще совсем недавних многобожников, сакрального места было чревато с точки зрения конкретной исторической ситуации.


Низвергая идолов, не терпимых в исламе, Пророк ﷺ подавал пример заимствования и приспособления всего, что не противоречило новой религии, но могло усилить ее привлекательность. Ислам очень рано ассимилировал ценности аравийских кочевников, представляющие простые и понятные для современников добродетели: самообладание, великодушие, храбрость, гордость и другие. Таким образом был выведен алгоритм дальнейшего распространения ислама уже за пределами Аравийского полуострова.


Новаторский подход Мухаммеда ﷺ заключался в умении придать новое качество наиболее значимым традициям и ценностям арабов, решительно отвергнув при этом множество других, не совместимых с поклонением Всевышнему Аллаху. Приспособление новой религии к локальным культурным традициям, устойчивым из-за местного экономического уклада, было одним из направлений эволюции ислама. Но при этом все заимствования и модификации происходили в полном соответствии с основополагающими исламскими принципами.


Не является ли пример Пророка ﷺ установкой всей умме, которая по мере разрастания неизбежно должна была соприкоснуться с множеством других культур и традиций, обычаев и ритуалов? При любом ответе ясно, что Откровение не имело своей целью утверждение однообразной религиозной культуры, поэтому Мухаммед ﷺ не стремился унифицировать все возможные варианты развития ислама в истории. Исторический опыт показал, как воздействие других культур позволило молодой религии адаптироваться к особенностям среды своего распространения.


Ислам духовно обогащался благодаря культурам переселенцев из африканских пустынь и кочевых народов из азиатских степей. В контакте с обычаями и образом жизни новообращенных преобразованию подвергалась жизнь самой арабо-мусульманской общины. Например, тюрки, изменившие облик не только политической, но и религиозной культуры арабов. Трансформации происходили даже под влиянием рабов, о чем говорит тот неоспоримый факт, что большинство будущих аббасидских халифов были рождены рабынями.


Завоеванные арабами племена принимали новую религию, сохраняя при этом свои традиционные обычаи. Это становилось причиной странного сочетания мусульманских составляющих и языческих обрядов в региональных вариантах ислама. По мере более глубокого освоения исламских ценностей прежние верования постепенно забывались. Некоторые новообращенные и вовсе становились защитниками религии, о чем свидетельствует происламская деятельность тюркских и монгольских племен, и их вождей.


Религии других народов влияли и на мусульманскую интеллектуальную мысль. Пробуждение интереса к богословским проблемам, который привел к разработке целостной системы исламской догматики, во многом было спровоцировано влиянием христианской теологической мысли. Из зороастризма ислам заимствовал идею борьбы между силами добра и зла в течении всей земной жизни. Ряд религиозных идей был перенят от иудаизма, среди которых, например, правила питания – запрет на свинину и некоторые другие продукты. 


Ислам сумел первым в истории человечества преодолеть изолированность народов от внешнего мира, основанную на аскетизме языческих религий. Есть много источников, говорящих о ярко выраженном духе толерантности ислама в первые годы его распространения. Преодоление молодой религией вражды и ненависти между народами, характерных для древнего мира, их замещение мультикультурализмом и толерантными отношениями стал ничем иным, как настоящим прорывом всей человеческой цивилизации.


Мультикультурализм классического периода ислама и взаимное проникновение в нем разнородных культурных элементов являются ярчайшим свидетельством веротерпимости исламской религии. Именно благодаря универсальной социальной и культурной концепции, исламу удалось стать космополитической религией, не признающей никаких различий. В исламе сохраняется только особо уважительное отношение к арабскому языку как языку Откровения и арабской культуре как лону, из которого вышел избранник Аллаха.


Ислам классического периода был настолько толерантным, что правителем Египта мог стать хорасанец, а Индии – тюрк. Расцвет феномена исламской цивилизации приходится на тот период, когда мусульмане в силу своей толерантности могли пользоваться плодами сотрудничества не только между единоверцами, но и всеми остальными. Воздействие политических факторов, утвердивших единомыслие и религиозный фанатизм, обусловили начало заката величественного феномена, потерявшего связь с внешним миром.


Каждый мусульманин, несмотря на объективные различия, является свободным членом единой мусульманской уммы. Осознание общности постепенно превратилось в отличительную черту новой религиозной духовности. По мере утверждения чувства собственного превосходства, мусульмане стали отгораживаться от остального мира. От этого ислам стал терять свою динамику, и приходить в состояние стагнации, тогда как другие культуры, получившие импульс развития от исламских достижений, продолжали динамично развиваться.

 

 

ГСВ "Россия - Исламский мир"

Фото: Foad Roshan/Unsplash