En Ar

Мусульмане Беларуси

27 ноября

Беларусь и Россия – участники Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года, нацеленного на образование единого экономического пространства. Цель достигается поэтапно, на основе сближения законодательств стран в различных сферах. В 2008 году приказом Уполномоченного по делам религий и национальностей Республики Беларусь было утверждено Положение «О Консультативном межконфессиональном совете при Уполномоченном по делам религий и национальностей». В Российской Федерации к этому времени уже действовали аналогичные структуры, например, Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России. В белорусскую структуру вошли представители христианских конфессий, иудеи и мусульмане.


Половину мусульман Беларуси составляют татары: волго-уральские, сибирские, крымские и, разумеется, белорусские, в большинстве. В 2022 году в Минске отметили 625-летие поселения татар, появившихся на территории Беларуси в конце XIV века. В честь этого события в соборной мечети столицы республики прошла международная научная конференция «История татар как живая история ислама». Татары-мусульмане сыграли значительную роль и в белорусской истории. Их расселение в Великом княжестве Литовском – далеком предшественнике Республики Беларусь – происходило в контексте отношений с Золотой Ордой и Крымским ханством. Уже в битве 1319 года с Тевтонским орденом участвовали татары, которые составляли весомую часть войска великого князя литовского Гедимина.


Великие князья литовские приглашали в свои владения татар, вынужденных в силу различных обстоятельств покидать родные земли. В XIV-XVI веках татарские переселенцы сохраняли язык и традиции почти в неизменном виде. В течение последующих столетий белорусские татары поддались ассимиляционным процессам и начали постепенно терять свой язык. В XVII-XIX веках значительное количество татарского населения пользовалось в повседневной жизни белорусским или польским языком. Однако для того, чтобы сберечь религию и традиции, они перевели на эти языки богослужебные книги. Татары использовали известный им арабский алфавит для передачи на письме звуков белорусского языка.


Несмотря на тенденцию к ассимиляции, татары пронесли сквозь века свою религию – ислам суннитского толка ханафитского мазхаба. Ко времени вхождения Беларуси в состав Российской империи местные мусульманские общины были самостоятельны, но в 1831 году подчинились Таврическому мусульманскому духовному управлению. Накануне Первой мировой войны в российской армии служили более дюжины генералов из белорусских татар, а полковники, майоры и низшие офицерские чины исчислялись сотнями. Все они – воспитанники российских военных учебных заведений и поэтому считались наиболее приверженными властям.


После 1917 года большинство татар оказались на территории Западной Беларуси. В дальнейшем политика советской власти в отношении мусульман укладывалась в рамки атеистической направленности. Возрождение религиозной, общественной и культурной жизни татар-мусульман произошло в 1980-х. Можно констатировать, что к этому времени сформировалась уникальная общность граждан Беларуси – белорусских татар, исповедующих ислам. Они стали ядром мусульманского сообщества: в 1994 году было образовано Мусульманское религиозное объединение в Республике Беларусь, а в 2002 году еще одна организация – Духовное управление мусульман.


С начала 1990-х в Беларусь потянулись проповедники из арабских стран. Миссионеры принялись убеждать, что молодые мусульмане исповедуют ислам неправильно: плохо читают Коран, молятся не в соответствии с канонами и допускают ошибки. Так появились радикально настроенные, в основном молодые мусульмане, которые вызывали раздражение у представителей старшего поколения. Отколовшиеся адепты планировали основать в Беларуси свое молодежное движение. Но вмешалось государство: проповедников депортировали, а радикально настроенную молодежь разогнали и успокоили. Сегодня нехватка наставников и преподавателей уже компенсирована священнослужителями из Татарстана; в основном это выпускники Российского исламского университета и казанского медресе «Мухаммадия».


Ислам является традиционной для белорусских земель религией. В первой статье Закона Республики Беларусь «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» подчеркнуто, что данная норма «…определяет правовые основы создания и деятельности религиозных организаций исходя из … неотделимости от общей истории народа Беларуси … ислама». Но формулировка относится к исламу, привезенному его носителями – в основном татарами – которые вместе с остальным народом прошли нелегкий путь в процессе становления белорусской государственности.


В Беларуси наблюдается приток мигрантов из стран, где традиционно исповедуют ислам. Государство внимательно наблюдает за деятельностью национальных диаспор и самостоятельными религиозными объединениями. «Татаро-мусульманскую семью пополнили представители тридцати двух наций и народов. Ислам сплачивает нас воедино», – отмечал еще в 2010-х муфтий Беларуси и председатель Мусульманского религиозного объединения, шейх Абу-Бекир Шабанович. При этом лидер белорусских мусульман признал, что между традиционными представителями местного исламского мира и приезжими порой наблюдается определенное недопонимание.


В Республике Беларусь разработан и активно реализуется комплекс мер, направленных на поддержку мигрантов. Мероприятия получили юридическое закрепление в миграционном законодательстве («Концепция миграционной политики на 2024-2028 годы»). Данные шаги были предприняты в ответ на кризис 2021 года – с тех пор миграционные потоки, проходящие через страну, существенно возросли. Таким образом, гуманистическая политика Республики Беларусь стремится обеспечить привлекательные условия для иностранцев с профессиональной квалификацией, параллельно стараясь свести к минимуму возможные негативные моменты и прежде всего обеспечить национальную безопасность.


Формируя образ беженцев во время миграционного кризиса 2021 года, белорусские СМИ прибегали к стратегиям сопереживания и солидаризации всех неравнодушных. В действительности Республика Беларусь и Российская Федерация имеют не только общую историю и границу, но также и мировоззрение, которое укладывается в качество, присущее всем традиционным цивилизациям: мирное сосуществование разных народов и национальностей, культур и традиций, языков и религий, направленное на достижение всеобщего благоденствия. В таком свете союз России и Беларуси, как и заявка последней на вступление в БРИКС, абсолютно логичен.

 

 

ГСВ "Россия - Исламский мир" 

Фото: Zedlik/Creative Commons 3.0