Вопросы будущего исламской теологии обсудили эксперты российского и международного уровня, собравшиеся в стенах Болгарской исламской академии. В работе II Международной научно-практической конференции «Исламоведение и исламская теология в современной системе образования: проблемы и перспективы» приняло участие более 100 делегатов – видные российские и зарубежные учёные и эксперты по вопросам светского и теологического образования, исламские богословы, теологи, исламоведы, религиоведы, представители органов государственной власти, руководители и представители государственных и религиозных образовательных учреждений и научно-исследовательских центров, преподаватели, религиозные и общественные деятели из 22 субъектов Российской Федерации и 12 стран ближнего и дальнего зарубежья. Выступающие обратили особое внимание коллег, что в условиях усиления роли религиозного фактора возрастает значение теологического образования как механизма, закладывающего базу для лучшего понимания, прогнозирования и решения сложных проблем межрелигиозного, межэтнического, межкультурного характера.
Каковы перспективы развития исламского образования?
Так, в рамках круглого стола, посвящённого актуальным вопросам организации и методического обеспечения образования в исламских вузах, московский эксперт из «Института стратегии развития образования РАО» Равиля Зианшина обозначила основные вопросы относительно состояния исламского образования на территории Российской Федерации. «Во многом сегодняшние позитивные изменения в этой сфере – это результат консолидированных действий мусульманских религиозных организаций и правительства страны. На мой взгляд, крайне важно сегодня работать над созданием единой базы по исламским образовательным организациям, что значительно облегчит работу и сделает её более эффективной», – отметила Зианшина.
Со словами коллеги согласился и ректор Российского исламского института, председатель Совета по исламскому образованию Рафик Мухаметшин, отметив, что не хватает полной базы всех исламских учебных учреждений: «По спискам Министерства Юстиции зарегистрировано 80 мусульманских учебных учреждений, но в каком они состоянии – не известно. В рамках Совета по исламскому образованию в этом направлении ведётся активная работа: все мусульманские образовательные учреждения, которые входят в Совет по исламскому образованию, работают по образовательным стандартам, которые мы разработали и приняли. Это значительно повышает уровень исламского образования».
В свою очередь директор Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования, профессор кафедры теологии Академии Али Вячеслав Полосин отметил, что Фонд тесным образом сотрудничает с Советом по исламскому образованию и Болгарской исламской академии, по заказу которой издано учебное пособие «Гражданская идентичность мусульман России», о презентации которой мы писали ранее. В своём выступлении Полосин обратил внимание участников конференции на то, что современным специалистам в сфере исламского образования следует обратить взоры на новые форматы донесения информации. «Сегодняшняя молодёжь «сидит» в Интернете и у неё формируется клиповое мышление. Внимание переключается постоянно, и это надо учитывать как данность. Для них необходимо создавать интересные аудио- и видеолекции об исламе по 10–15 минут. Наши специалисты и профессионалы должны овладеть этими формами завоевания внимания молодёжи, иначе это будут делать те, кто проповедуют радикальные взгляды», – резюмировал Али Вячеслав.
Исламская теология
Развитие богословского образования в России, как и теологического, становится стратегическим направлением внутренней и внешней политики государства. Сегодня мы являемся свидетелями того, что уже сформировалось ясное понимание того, что межрелигиозное и межконфессиональное согласие в стране должно основываться на доступной и качественной системе религиозного образования, способной бережно интегрировать национальные традиции и включенной в единое образовательное пространство. С этим согласны и участники болгарской конференции. Так, и.о. ректора Болгарской исламской академии Айнур Тимерханов в приветственном слове отметил, что теологическое образование занимает очень важное место в научно-образовательном пространстве России и зарубежных стран. «Будущее исламского сообщества во многом зависит от современного состояния и решения основных проблем подготовки специалистов с качественным знанием истории культуры ислама, навыками их применения в нынешних условиях глобализации. В этой связи возрастающее значение приобретает становление отечественных религиоведческих и богословских школ. Теология, в первую очередь, призвана содействовать духовному росту граждан. Она является важнейшей отраслью знаний, которая соприкасается со многими естественно-научными отраслями и гуманитарными науками. Теология развивается как межконфессиональный проект. Это говорит о том, что теологическое образование выступает одним из средств обеспечения национальной безопасности в духовной сфере, что актуально в наше время, когда идет массовый подмен традиционных ценностей. В данной ситуации особенно важно, чтобы наши учащиеся на уровне школьного и высшего образования получали адекватную информацию о религии», – уверен Тимерханов.
Работа конференции прошла по четырём направлениям: «Исламское теологическое образование в XXI веке: современное состояние и перспективы развития», «Исламоведение и исламская теология: интеграция на пути решения актуальных проблем исламского образования», «Роль отечественных и зарубежных религиозных и исламоведческих трудов в формировании российской мусульманской богословской мысли» и «Мусульмане России: новая социализация отечественного ислама».
Особое внимание в рамках дискуссий было уделено проблемам фетвотворчества. Так, по словам первого заместителя муфтия Республики Дагестан, мусульманское право защищает жизнь, разум, религию, потомство человека и имущество. Исходя из этих основных постулатов и происходит развитие современного фетвотворчества. «Фетвы, ориентированные на современность, необходимы обществу. Недостаточно просто зайти в Интернет и получить ответы. В связи с этим остро встаёт вопрос подготовки квалифицированных кадров для духовных управлений мусульман, куда, в первую очередь, идут за советом люди», — подчеркнул Абдулла Аджимоллаев.
Отдельно был поднят вопрос о формировании журналистского пула на базе Академии, для чего необходимо проанализировать и систематизировать имеющийся позитивный опыт в этом направлении, разработать единые методические пособия и регламенты работы. Также в этом направлении важно не просто проработать концепцию масштабирования позитивной социальной работы в мусульманских организациях, но регулярно делиться наработанным опытом в этой сфере.