Почему мусульмане так чтят Иерусалим?

10 февраля


Если на работе у вас есть коллега-мусульманин, а может, друг или сосед исповедует ислам, то, думаю, вы часто могли замечать, как в определённые временные промежутки они тихо ускользают, чтобы совершить один из столпов ислама – прочитать намаз. Помня о том, что молиться надо в направлении Каабы, то часто можно наблюдать, как человек вертится вокруг себя, пытаясь найти верное направление.


Однако так было не всегда. Раньше мусульмане и сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) молились в направлении мечети Аль-Акса в Иерусалиме. Это место для поклонения описывается в Коране как благословенное место. Таким образом, мы можем смело отнести Аль-Аксу к третьей по счёту мусульманской святыне (после мечетей в Мекке и Медине). Если мы обратимся к истории и окунёмся в жизнеописание таких пророков, как Ибрагим, Сулейман, Муса и Иса (мир им), то увидим, что Иерусалим всегда имел важное значение в истории человечества. Мусульмане верят, что пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) однажды ночью прилетел в Иерусалим на крылатом существе. Именно там его приветствовали все пророки, когда-либо ходившие по нашей бренной земле, там они джамаатом за Мухаммадом (мир ему и благословение Всевышнего) читали намаз.  В связи с этим неудивительно, что мечеть, построенная на горе Сулеймана (мир ему) и увековечившая память всех пророков и аврамических религий, важна для мусульман всего мира.


Позже, при жизни Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), направление молитвы было изменено на Мекку. Но почему же тогда мусульмане с самого начала не молились в сторону Каабы? Во-первых, первоначальное направление было символическим представлением общих верований и наследия мусульман, евреев и христиан. Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) считал всех предшествующих пророков своими братьями, и именно через совершение молитвы в направлении Иерусалима он мог выразить почтение оставленному наследию. Направление молитвы позже изменилось, чтобы ислам внёс уникальный вклад в это пророческое наследие. Однако обратите внимание, что на протяжении всей истории Иерусалим и его святилища будут по-прежнему почитаться мусульманами за ту ценность, которую они имели для всех посланников Бога.


Значение для религии


Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) вдохновлял и призывал своих сподвижников и последователей разделить его любовь к Иерусалиму и священной мечети Аль-Акса: пророк (мир ему и благословение Всевышнего) говорил о том, что прочитанная в Аль-Аксе одна молитва по ценности равна 500 по значимости. Путников он наставлял: «Если вы собираетесь путешествовать в любую точку мира, пусть мечеть в Иерусалиме будет приоритетом». Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) также отмечал, что, если при посещении мечети намерения человека чисты и искренни, то Всевышний простит все грехи. Однако, пожалуй, отдельно стоит остановится на этом высказывании пророка (мир ему и благословение Всевышнего): «Если вы не можете посетить мечеть Аль-Акса, то, по крайней мере, пошлите масло, чтобы зажечь в ней светильники». Другими словами, сделайте всё возможное, чтобы поддержать мечеть и её прихожан, вне зависимости от вашего географического положения.


Вехи истории


Через несколько лет после смерти пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) халифом становится Умар ибн аль-Хаттаб. Именно в годы его правления Иерусалим был завоеван мусульманами. Когда же Умар отправился в новые владения, то Патриарх пригласил халифа помолиться в Храме Гроба Господня. Умар отказался, так как опасался, что в случае совершения намаза в церкви, мусульмане захотят превратить её в мечеть. Из уважения к христианскому святилищу Умар предпочёл совершить намаз неподалеку. И, как он и предсказывал, позже мусульмане в конце концов построили мечеть, названную в его честь, которая стоит и по сей день на том самом месте, где он читал намаз.


Именно во время этого визита Умар заключил договор с жителями Иерусалима, обещая им физическое благополучие и безопасность их имущества, церквей и общины в целом, уверяя, что никто не пострадает и не будет принужден оставить свою религию, а священные места и предметы не будут осквернены. Эти договорённости действовали на протяжении большей части исторического мусульманского правления в Иерусалиме. К примеру, Салах ад-Дин, несмотря на годы кровопролития во время Крестовых походов, предшествовавших взятию им Иерусалима, был милостив по отношению к тысячам мирных жителей и оставил почти все религиозные святилища невредимыми и нетронутыми. Точно так же при османском султане Сулеймане Западная стена была значительно расширена и усовершенствована, в конечном итоге став местом поклонения для многих евреев в Иерусалиме. Материалы трибунала Османской эпохи также свидетельствуют об участии евреев в исламских судах в качестве истцов и свидетелей, а также занятие ими административных должностей.


Мусульмане и Иерусалим


Мусульмане на протяжении всей истории почитали истинную любовь Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) к Иерусалиму и всему, что он символизирует. Это была традиция, берущая начало со святилищ, которые она охраняла, и заканчивая переживаниями бесчисленных пророков, посещавших её святые места. Мы, мусульмане, считаем Иерусалим священным не только потому, что он почитается всеми религиями, но и потому, что мы активно стремимся защитить его статус как символа братства между посланниками и народами. Прежде всего, мы любим Иерусалим, потому что наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) лелеял его божественное наследие, прошедшее через все радости и невзгоды.

 

Ильмира Гафиятуллина

Фото: Walkerssk/Pixabay