Как Всевышний создал нас разными, чтобы люди познавали друг друга, так и СМИ различных наций и государств отличаются мнениями и взглядами на действительность. Известные своим характерным зеленым цветом, страницы арабской международной газеты «Asharq Al-Awsat» изобилуют разнообразными мнениями о современной обстановке на Ближнем Востоке. Так или иначе размышления публицистов и аналитиков вращаются вокруг палестино-израильского противостояния.
Австрийский нацист Адольф Эйхман – бывший оберштурмбаннфюрер СС – не был каким-то демоном или монстром в буквальном смысле. Как писала Ханна Арендт в своей книге о суде над ним, Эйхман представлял собой послушного бюрократа, выполнявшего обычную рутину. Именно это философ назвала «банальностью зла». Ее труд вспоминает профессор Саусана аль-Абтах в материале о том, что ужасы в Газе нельзя будет просто забыть, когда орудия наконец замолкнут.
Однако это не единственное понятие, которая она рассматривает в статье «Трагедия пост-Газы». Постоянная демонстрация насилия в социальных сетях и на телевидении притупляет эмоциональную реакцию, приводя к «психологической анестезии»: аудитория впадает в апатию, чтобы защититься от жестоких сцен. Так наступает «смерть совести» и «моральная отстраненность» – люди используют упрощенные эвфемизмы, чтобы оправдать массовые убийства и избежать ответственности, отводя взгляд.
Многих пугает перспектива того, что война в Газе может стать моделью будущих конфликтов. Два миллиона мирных жителей оказались в осаде, и их убивают средь бела дня – в прямом эфире. Солдаты в полной амуниции садятся в бронированные машины, а управление боем ведется с экранов. Все контролируется дистанционно, снимается дронами и спутниками. С 2007 года ни один израильтянин не посещал Газу, в то время как «банальное зло» приобретает массовый характер.
Если за преступления в Газе никто не понесет ответственности, массовые убийства станут нормой, голод превратится в оружие, а со злом будут мириться как с рутиной.
Последние 50 лет Ближний Восток платил высокую цену за конфликт с Израилем, заявляет публицист Надим Котеич в материале о политическом бессилии региона. Одни считали страну хрупким государством, зависимым от внешней поддержки, другие – военной мощью, способной диктовать условия через технологическое превосходство. Удар по Дамаску 16 июля 2025 года стал символом новой реальности: Израиль больше не стремится к переговорам, а навязывает свою волю силой.
Однако военное могущество не способно заменить политического видения. Полагаясь на риторику вместо реальных решений, стратегия Израиля рискует привести к перманентной нестабильности. Смешение сдерживания с отсутствием политического проекта ослабляет легитимность и усиливает хаос.
Кризисы в Газе, Сирии, Ливане и других странах требуют комплексного подхода, а не изоляции. Политическая фрагментация – главная угроза для всех: арабы цепляются за географию как источник легитимности, Израиль – за милитаризм. Ближнему Востоку нужно новое видение, иначе гонка вооружений сменится гонкой к пропасти. Сведение политики к военному превосходству или историческим нарративам образует вакуум, который заполняется катастрофой.
По этой причине вопрос о 40-тысячном американском контингенте на Ближнем Востоке становится как никогда острым. На это обращает внимание Хада аль-Хуссейни в публикации «Маловероятно, что США выведут свои войска из региона». Природа геополитики такова, что освободившееся пространство никогда не остается незанятым. В случае сокращения американского присутствия на Ближнем Востоке, вакуум моментально заполнят силы, среди которых не только радикальные группировки, но и глобальные конкуренты США.
Последствия стремительного ухода войск уже просчитываются в Пентагоне. В Персидском заливе немедленно обострится борьба за контроль над нефтяными маршрутами, что ударит по глобальной энергетике. Страны Залива, десятилетиями полагающиеся на американские гарантии безопасности, окажутся перед сложным выбором: участие в конфликте или поиск новых покровителей. Израиль столкнется с растущей угрозой со стороны радикальных сил, чувствующих ослабление сдерживающих механизмов.
Автор отмечает, что современное американское присутствие на Ближнем Востоке – это уже не оккупация, а система сдерживания, работающая по принципу «меньшего зла». Содержание военных баз стоит миллиарды, но потенциальные издержки вакуума – региональная война, коллапс нефтяных рынков, новая волна терроризма – обойдутся миру неизмеримо дороже. Учитывая нынешнюю обстановку, можно предположить, что конкретные и решительные действия по обеспечению стабильности и благополучия обойдутся «меньшему злу» еще дороже.
ГСВ "Россия - Исламский мир"
Фото: PxHere/CC0