En Ar

Шагая по публичным библиотекам мусульманского мира

12 мая 2020

 

Мусульманский мир познал искусство создания бумаги и книгопечатания ещё в VIII веке (если мы говорим о Персии). Именно мусульмане познакомили Индию и всю Европу с бумажным производством. Первые публичные библиотеки появились в Багдаде, Каире и Кордове. Книги, которыми были полны их полки, были сделаны из бумаги. В силу религиозного запрета на изображения живых существ, одним из непременных атрибутов книг в таких библиотеках стала каллиграфия.


Мы продолжаем с вами знакомиться с ведущими библиотеками мусульманского мира, которые не только вобрали в себя опыт и труды предшествующих поколений, но стало сосредоточием образования. С первой частью можно ознакомиться здесь.


11. Библиотеки Ирана


Адуд ад-Даула (949-982) был эмиром династии Буйидов (934-1062), который в период своего расцвета правил империей, простиравшей свои просторы от Макрана до Йемена и берегов Средиземного моря. Именно ему приписывают покровительство ведущим научным проектам того времени. По его приказу в Исфахане была построена обсерватория, где работал астроном Абд ар-Рахман Суфи (903-986). Он же построил знаменитую общественную больницу, известную как больница Аль-Адуди.


В Ширазе он основал великолепную библиотеку с книгами, написанными от начала Ислама до его времени. Здание располагалось непосредственно внутри королевского дворца. Здесь было много высоких книжных полок, а дерево было выкрашено в золотистый цвет. Для каждой отрасли знаний было отведено отдельное место. За библиотекой присматривали казначей и директор. Доступ в библиотеку имели только авторитетные учёные.


Библиотека Абу-л-Фадля ибн аль-Амида (970 г.) также находилась в городе Ширазе. Его директором был Ибн Мискавайх (932-1030), который служил в качестве чиновника канцелярии эпохи буйидов, а также прослыл философом и историком из Рея, Иран. Он работал секретарём и библиотекарем у многих визирей, в том числе у Адуда Аль-Даула.

 

Одним из секретарей Адуд ад-Даула был Абуль Касим Исмаэль (Сахиб ибн аль-Абад), обладавший огромной библиотекой. Он был не только заинтересован в коллекционировании книг, но его повсюду сопровождали поэты, писатели и мыслители. В юности он был спутником Абуль Фадля ибн Аль-Амида, поэтому его и стали называть Сахибом. После смерти Ибн аль-Амида (970 г.) он был назначен государственным министром. Когда саманидский правитель Нух ибн Мансур предложил ему министерский пост, он извинился, сказав «моя библиотека так велика, что её нельзя погрузить на 400 верблюдов».


Библиотека Тус-туса – одна из старейших в Иране. Именно она стала «домом» для таких великих людей, как Ниазм аль-Мульк, Насир ад-Дин Туси и поэт Фирдауси. Библиотека Туса была основана Низамом Аль-Мульком, основателем медресе Низамия Багдада.

 

Библиотека Мешхеда была пристроена к мавзолею Хазрата Али ибн Мусы аль-разы. Библиотека была основана около 974 года и содержит в себе книги по Корану, хадисам, философии, логике и юриспруденции. Между прочим, каталог библиотеки «Фихрист Кутуб хана Астана Кудс Ризви» состоит из нескольких томов. В настоящее время Центральная библиотека Астан Кудс Разави представляет собой большое здание в Мешхеде и содержит в своих стенах более 1,1 миллиона томов. Сейчас это международный Центр исламских исследований, который включает в себя многочисленные рукописи и редкие произведения древности исламской истории.

 

Шагая по публичным библиотекам мусульманского мира

Библиотека фонда Астан Кудс Резави в Мешхеде /Kasir/Creative Commons 4.0


Библиотека Шираза

 

Шагая по публичным библиотекам мусульманского мира

Вид на Шираз с вершины горы/آرش (Arche)/Creative Commons 3.0


Исламские библиотеки были и остаются по сей день настолько разнообразны по своему наполнению, что это позволяло учёным из других стран пользоваться их услугами. Эти библиотеки были известны своей привлекательностью и комфортом, многие из них украшались классическим исламским куполом, некоторые окружены дорожками и озеленены прудами. Среди самых легендарных библиотек была библиотека персидского города Шираза, где насчитывалось более 300 сотен комнат, устланных богатыми коврами. В библиотеке имелись подробные каталоги, помогавшие находить тексты, которые хранились в камерах хранения и были организованы в соответствии с каждой областью знаний.


12. Библиотеки Сирии


Во всех крупных городах Сирии, таких как Дамаск, Алеппо и Триполи, существовали библиотеки. Дамаск был центром исламского образования на протяжении многих веков. Омейядские князья Халид ибн Язид (704) и Халифы Абдул аль-Малик ибн Марван (705), хазрат Умар ибн Абд аль - Азиз (720) основали здесь собственные библиотеки. Халид был собирателем книг и посильно помогал переводить на арабский язык существующую греческую литературу по алхимии. В библиотеке мечети «Хами' Бани 'Умайя аль-Кабир-Омейяд» хранились редкие и драгоценные рукописи, а также богатая коллекция исторических документов. Эта мечеть была основана халифом Валидом I (715) за огромные деньги. Машаф-э-Османи (копия Корана, подготовленная халифом Османом) продолжительное время хранилась именно в этой библиотеке. Ибн Батута сам лично смог лицезреть копию этого Корана, подаренного народу Сирии.


В XVI веке в Дамаске насчитывалось 30 медресе и 20 библиотек. Ибн Джубайр Андуласи (1217) в своём путевом дневнике отмечал, что из всех самым элегантным и внушающим благоговейный трепет было медресе Нур ад-Дин Занги. Кроме религиоведения, здесь преподавались физика, математика, астрономия и литература. Что интересно, в каждой школе была своя библиотека.


Библиотека Триполи (Ливан)

 

Шагая по публичным библиотекам мусульманского мира

Общий вид восточных районов в Триполи/Tadmouri/GFDL 1.2


Во времена правления шиитской семьи Бану Аммар (эмиры Триполи теоретически являлись вассалами Фатимидских халифов в Каире) Триполи был крупным центром обучения. Город стал маяком учёности, знаний и литературы. Город развивался во времена правления Хасана ибн Аммара, который основал школу с огромной библиотекой. Благодаря этому библиотечному знанию, распространённому по всему городу, город получил название Дар-эль-Ильм. В библиотеке работали порядка 180 переписчиков, из которых 30 переписывали книги днём и ночью, без минуты на отдых. Эмиссары были посланы в другие города, чтобы приобретать книги. Подсчитано, что там было 130 000 томов, 50 000 экземпляров Корана и 20 000 комментариев к нему. Когда крестоносцы захватили Триполи, эта библиотека была разграблена и сожжена.


Библиотека Алеппо

 

Шагая по публичным библиотекам мусульманского мира

Вид на Алеппо/Karl Forster/Pixabay


Главной достопримечательностью Алеппо долгое время были его славные библиотеки. Говорят, что здесь жил пророк Авраам, у него было стадо коз, чьё молоко он привык отдавать людям бесплатно. Дойка по-арабски называется Халаб, именно так город получил свое название Халаб (Алеппо). В городе правили разные семьи, одной из которых был Бану Хамдан, чей правитель Саиф аль-Даула основал в городе библиотеку. Саиф аль-Даула интересовался литературой, поэтому большинство книг в библиотеке были посвящены литературе. Одним из царских учёных Саифа аль-Даула был философ и математик Абу Наср Мухаммад ибн Фараби (872-950). Директором этой библиотеки был выдающийся поэт Мухаммад ибн Хашем и его брат.


Кроме государственных и частных библиотек, при учебных заведениях действовало около 80 библиотек. Ибн Джубайр (1217) в своём знаменитом путевом дневнике отмечает, что библиотека медресе Халифа была элегантна и великолепна, как и большая мечеть Халаба. Во всех окрестностях школы росли виноградные лозы, которые были так сильно нагружены виноградом, что ученики могли легко собирать виноград. Одной из редких книг в библиотеке была «Муджаммаль Аль-Луга лей ибн-аль-Фарис». Эта редкая рукопись была скопирована Ибн Маймуном аль-Багдади (546 г. н. э.), из Багдада рукопись прибыла в Алеппо.


13. Библиотеки Самарканда и Бухары

 

Шагая по публичным библиотекам мусульманского мира

Площадь Регистан в Самарканде/Ekrem Canli/Creative Commons 3.0


Самарканд (Узбекистан) занимает особое место в истории сбора, распространения и сохранения книг. Бумажная фабрика была основана в этом городе в 751 году. Позже бумага была произведена в Багдаде в 793 году и Каире в 900 году. Введение бумаги позволило легко производить книги, и это было главным фактором распространения знаний в отдёленные места. Хулагу-хан (1218-65) основал обсерваторию в Мараге (Азербайджан) в 1259 году по указанию своего научного советника Хаваджи Насир ад-дина Туси (1274). Он получил первоклассную библиотеку и укомплектовал свой институт выдающимися мусульманскими и китайскими учёными. Исследования, финансируемые благотворительным фондом, продолжались в этом учреждении по меньшей мере ещё на протяжении 25 лет после смерти аль-Туси. Все те книги, которые были спасены во время разграбления Багдада (1258 г.), были перевезены в Самарканд.

 

Шагая по публичным библиотекам мусульманского мира

Вид на Старый город, Бухара/Adam Jones/Creative Commons 2.0


Бухара и Самарканд были двумя культурными центрами империи Саманидов (819-999 гг.). Город издавна был центром торговли, науки, культуры и религии. Мухаммад аль-Бухари (870), автор сборника хадисов Сахих аль-Бухари, родился в этом городе.


Правитель Саманидов, Султан Бухары Эмир Нух ибн Мансур (r976-997) основал здесь сказочную библиотеку. Известный врачеватель и поэт Ибн Сина (1037) получил здесь большую часть своих знаний. Об этом говорится в биографическом словаре Ибн Халликана: «Абу Али ... часто посещал свою библиотеку, которая была несравненно богата, так как в ней содержались не только все знаменитые произведения, которые находятся в руках публики, но и другие, которые нигде больше не встречались и о которых не только названия, но и содержание были неизвестны. Здесь Абу Али открыл «Трактат о науках древних и другие предметы», суть которых он извлёк и с большей частью которых он познакомился. Некоторое время спустя эта библиотека была сожжена огнем, и Абу Али остался единственным хранителем знаний, которые в ней содержались. Некоторые даже говорили, что это он поджег библиотеку».


14. Библиотека Газни (Афганистан)

 

Шагая по публичным библиотекам мусульманского мира

Вид на Газни/ISAF Headquarters Public Affairs Office/Creative Commons 2.0


Во времена правления султана Махмуда (998-1030) библиотека Газни считалась одной из лучших в мире. Султан Махмуд превратил город Газни в богатую столицу обширной империи, разграбив богатства богатой Индии. Хотя Махмуд вёл безжалостные кампании и терроризировал людей, которые попадались ему на пути в Индии, он тем не менее покровительствовал учёным и интеллектуалам, таким как Аль-Бируни и философ Аль-Фараби. Пламенный покровитель искусств, Махмуд привлекал поэтов со всех концов Центральной Азии. Среди них были Узари, Асади Туси. Выдающийся поэт Фердоуси (1020) подарил ему эпическую поэму Шахнаме (книга царей), которая состояла из 60 000 стихов, и ему потребовалось 27 лет, чтобы завершить её. Два историка Утаби и Байхаки также были его царскими историками. Хотя он страстно любил деньги, он также щедро тратил их. В Газни были созданы библиотека, музей и университет.


15. Библиотеки исламской Испании

 

Шагая по публичным библиотекам мусульманского мира

Вид на Римский мост, мечеть и Пуэрта-дель-Пуэнте, Кордова (Испания)/Hameryko/Creative Commons 2.0


После установления исламского правления в Испании Кордова стала жемчужиной Халифата. Город был 24 мили в длину и 10 миль в ширину. Его население составляло один миллион человек. Здесь было 380 мечетей, 800 медресе и многочисленные личные и 70 публичных библиотек. Это был центр обучения и интеллектуальной жизни, он был известен как город библиофилов, людей, которые любят и высоко ценят книги. Жители Кордовы также собирали книги для своих домов. Те, кто владел личными библиотеками, считались важными фигурами в обществе. Книги хранились в сандаловых шкафах с полным список того, что здесь хранится. Для переплёта книг использовалась кожа; некоторые книги имели серебряную или золотую надпись.


Одним из самых известных зданий в то время была Кордовская мечеть, в которой располагался крупнейший в то время университет Европы с более чем четырьмя тысячами студентов. В Дар-Аль-Китабате было множество переписчиков, занятых переписыванием книг, и столько же переплётчиков. Библиотекарю выдавали зарплату. Также действовал рынок, где продавались только книги.


Лубна Кордобский (984) был директором Кордовской библиотеки, которая включала в себя 400 000 томов, а каталог её состоял из 44 регистров по 20 листов в каждом. Располагалась она во Дворце Кордовы, управляемом евнухом Бакией. Лубна отвечала за воспроизведение, написание и перевод новых томов, а также была дворцовым секретарём халифа Абд ар-Рахмана III (961) и его сына аль-Хакама (976). Согласно арабским хроникам времен аль-Хакама II, в некоторых районах Кордовы могло быть более 170 женщин, копировавших книги, что не только даеё представление о культуре, но и о месте женщин в царствовании просвещенного Халифа.


Голландский арабист Райнхарт Дози (1883) считает, что в исламской Испании каждый человек умел читать и писать, в то время как в Европе только священники и некоторые аристократы обладали этими навыками, а остальные были абсолютно неграмотны. В Гранаде насчитывалось 137 медресе и 70 библиотек. Историк Маккари в своих работах отмечал: «Люди Андалуса преуспели в создании библиотек. Есть много богатых людей, которые неграмотны, но гордятся тем, что в их домах есть библиотеки».


Библиотека Халифа аль-Хакама II (961-976 гг. н. э.) была самой знаменитой. Он не только покровительствовал учёным, но и сам являлся таковым. Ему приписывают основание 27 бесплатных школ в его столице, предоставление кафедр в университете и обогащение его библиотекой, не имеющей себе равных по содержанию. В поисках рукописей его агенты рыскали по книжным магазинам Египта, Сирии и Ирака.


Библиотечные клерки, многие из которых были женщинами, тщательно переписывали книги вручную, а каллиграфы и переплётчики создавали красивое оформление текстов и обложек. Говорят, что библиотека аль-Хакама содержала более 400 000 книг, названия которых заполняли 44-томный каталог. В крупных городах Кордова, Севилья, Толедо и Гранада существовали университеты, оснащённые обширными библиотеками. Престиж Королевской библиотеки породил дух соперничества между визирями, каждый из которых стремился привлечь учёных и редчайшие библиотечные таланты.


По словам одного из историков, «Андалусия была, прежде всего, знаменита как страна учёных, библиотек, книголюбов и любителей искусства. Книги в Кордове искали с большим упорством и рвением, чем красивых наложниц или драгоценности. Высочайшей славой города была великая библиотека, учреждённая аль-Хакамом II. Она содержала четыреста тысяч томов, а на первой странице каждой книги было написано имя, дата, место рождения и происхождение автора, а также названия его произведений.


Судья из Кордовы Абу аль-му'тарриф ибн Футайс Абд ар-Рахман (1011) был великим коллекционером книг, у него работало шесть переписчиков. Он никогда не давал работу в долг, но делал её копию и вручал в качестве подарка. В его библиотеке было так много ценных произведений, что когда её выставили на аукцион, она стоила 40 000 динаров.


Бедный учитель из Кордовы Аллама Мухаммад Ибн Хазм держал свою личную библиотеку открытой для публики. Он написал несколько книг, одна из которых была «Маратаб аль-Иджма», рукопись которой находится в библиотеке Худа Бакша, Рампур, Индия.


Именно библиотеки исламской Испании привели к возрождению европейской мысли и науки».


В течение примерно ста лет (1150-1250 гг.) все сочинения Аристотеля были переведены и представлены на Западе, сопровождаемые огромным количеством арабских комментариев, что позволило создать новую обширную библиотеку. Работа по её усвоению и освоению занимала лучшие умы христианского мира и глубоко изменила духовную и интеллектуальную жизнь Запада.


Библиотека Эль-Эскориала, Испания

 

Шагая по публичным библиотекам мусульманского мира

Интерьер библиотеки Эль-Эскориала/Xauxa Håkan Svensson/Creative Commons 3.0


Самая большая коллекция исламских рукописей находится в библиотеке дворца Эль-Эскориал, в 45 км от Мадрида. Эскориал был основан королём Филиппом II в 1563 году и служил одновременно дворцом и монастырём. В комнате на верхнем этаже хранятся книги, запрещённые инквизицией, которая сожгла 70 000 томов. Чудом сумевшая сохраниться коллекция включает в себя более 1800 арабских титулов, приобретённых в результате изгнания мусульман из Испании.

 

Продолжение следует…

 


Ильмира Гафиятуллина

Фото: Gerhard Gellinger/Pixabay