Всевышний Аллах сказал: «Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее». Так звучало первое Откровение, принесенное пророку Мухаммеду ﷺ ангелом Джабраилом. С тех пор повеление стало обязанностью мусульман и развило у них привязанность к чтению книг. Об этом свидетельствуют легендарные библиотеки исламской цивилизации, которые рождались по воле халифов, жили во благо людей и умирали в пламени невежественных войн, но возрождались из пепла. Не менее богатой историей обладают мусульманские библиотеки в России, неразрывно связанные с прошлым, настоящим и будущим ислама в этих краях.
Проникновение ислама в Дербент (современный Дагестан) разбудило интеллектуальный потенциал местных культур. Уже в VIII веке здесь была построена мечеть с библиотекой. Столкновения арабов с хазарами и междоусобные войны местных князей не могли сказаться положительно на сохранности книжных коллекций. Несмотря на все перипетии, ни одна страна мира не знает столь плотного сосредоточения рукописей на такой небольшой территории, как Дагестан. Во многом этому способствовали вакфные (благотворительные в упрощенном понимании) библиотеки, распространенные в регионе и представляющие огромный интерес для исследователей.
Следующей, в хронологическом порядке, областью проникновения ислама на территории современной России стало Поволжье. Религия покорности Всевышнему стала официальной для государства Волжская Булгария в X веке. Установление отношений с другими странами, в особенности мусульманского Востока, ускорило развитие культуры. Базары в Средней Азии, которые посещали булгарские купцы и шакирды, являлись центрами книжной торговли. Рукописи на восточных языках привозили в Волжскую Булгарию, пополняя библиотеки знати, собрания мечетей и медресе.
В XIII веке центры булгарской цивилизации превратились в руины и в качестве захваченных территорий вошли в состав Золотой Орды. Несмотря на монгольское вторжение, с течением времени Волжская Булгария стала одним из процветающих эмиратов империи джучидов – потомков Чингисхана. В состав Улуса Джучи входили земли с тюркским населением, поэтому преобладание в государстве сильных исламских традиций стало закономерностью.
Книжность этого периода приобрела свои особенные черты. Крупные рукописные собрания, как правило, личного происхождения и пользования, пополнялись за счет привозных мусульманских книг – дорогих и тщательно декорированных каллиграфами. В повседневности использовались более скромные по оформлению экземпляры, но доступные широкому кругу читателей. Переписчиками этих рукописей выступали шакирды медресе. Они обменивались экземплярами из своих библиотек, способствуя распространению книжности.
В начале ХV века Золотая Орда распалась на несколько больших государств: Казанское, Крымское, Астраханское и Сибирское ханства, Большая и Ногайская Орда.
В Казанское ханство проникают библиофильские тенденции арабского Востока. Книжные собрания при дворце казанских ханов и мечетях, небольшие, но тщательно подобранные рукописные коллекции духовных лиц, их последователей и учеников свидетельствуют о важности письменного слова для татарского общества. Об этом также говорит культовый статус суфийских рукописей, по-прежнему оберегаемый сибирскими татарами, некогда населявшими Сибирское ханство. Эпоха Крымского ханства стала периодом расцвета крымскотатарской культуры, искусства и литературы.
В 1552 году царь Иван Грозный покорил Казанское ханство, а в 1556 году – Астраханское. Постепенно к царской России были присоединены и другие преемники Золотой Орды. Относительно мирное сосуществование России и Крымского ханства было нарушено в 1776 году, когда российские войска во главе с фельдмаршалом Христофором Минихом сожгли Бахчисарай. В огне сгинули лучшие библиотеки, однако российскому государственному деятелю Григорию Потемкину удалось вывезти в Петербург царский архив. Указом императрицы Екатерины II в медресе и у населения изъяли древнейшие манускрипты.
Но связи между крымскотатарским и русским народами продолжали развиваться, о чем свидетельствует топонимика в Москве: Крымский вал, Арбат (слово, произошедшее от тюркского «арабат» – «предместье»), Чонгарский бульвар и другие. В Замоскворечье располагались Крымский двор, Ногайский двор, Татарская слобода, где жили купцы и переводчики. Историческая мечеть в Татарской слободе и Соборная мечеть в районе Мещанских улиц объединяли всех татар Москвы. Эти культовые сооружения располагали самыми богатыми собраниями исламской литературы.
Визит императрицы Екатерины II в Казань в 1767 году и ее исторический указ «О терпимости всех вероисповеданий» знаменуют собой возрождение ислама в Российской империи. Издание Корана на русском языке в конце XVIII века закладывает фундамент мусульманского книгопечатания. После открытия в Казани в 1801 году первой мусульманской типографии мусхафы Священного Корана начинают стремительное распространение по всей стране.
В российской Академии наук появляется Восточный отдел, Императорская публичная библиотека приступает к сбору арабских изданий. В университетах Москвы и Петербурга открываются факультеты восточных языков. Фонд Санкт-Петербургского университета обогащается книжными коллекциями Казанского университета и Одесского Ришельевского лицея. С 1840 года начинает действовать отделение восточных языков при Азиатском департаменте Министерства иностранных дел с богатейшей коллекцией арабских рукописей (сегодня ею владеет библиотека СПбГУ).
Одним словом, в XIX веке в России закладывается традиция изучения Корана, литературных памятников Востока и исламоведение в целом. Идут года, меняется мир, и промышленная революция приносит в Россию революцию социалистическую. В первое десятилетие Советская власть относилась к исламу более терпимо, чем к другим религиям. С 1918 года по инициативе писателя Максима Горького начало свою деятельность издательство «Всемирная литература», где был организован Восточный отдел с участием известных академиков-исламоведов.
25 октября 1926 года в городе Уфа состоялся Всероссийский мусульманский съезд. На съезде с большим удовлетворением отмечали увеличение количества исламских библиотек в Казахстане, Киргизстане и Каракалпакии, а также передачу «Корана Османа» на хранение в город Ташкент. Среди первоочередных решений съезда было открытие религиозных библиотек при мечетях и медресе. Однако в конце 1920-х годов деятельность Духовного управления мусульман была свернута атеистическим государством.
В послевоенный период (1957 год) по решению Президиума Академии наук СССР начало работать Издательство восточной литературы. Итогом его работы стало около 8 тысяч изданий. Книжные серии (например, «Памятники письменности Востока» – основана в 1959 году), выпущенные Институтом востоковедения Российской академии наук, щедро пополнили фонды библиотек, способствуя продвижению исламской мысли и мусульманского менталитета. В последние годы Советского Союза отношение к исламу изменилось в лучшую сторону. Уже в новом тысячелетии Россия на правах страны-участника Международной культурной организации, объединяющей тюркоязычные страны (ТЮРКСОЙ), взаимодействует с мусульманскими государствами в рамках «Ассоциации библиотек тюркского мира».
Краткий обзор исламского библиотечного дела в России демонстрирует отсутствие великих монументов наподобие «Дома Мудрости» в Багдаде. Тем не менее, можно убедиться, что страницы истории ислама в России переплетены особым отношением верующих к чтению. Сегодня мусульманские издательства печатают все больше исламских книг на русском языке, сближая единоверцев разных национальностей. Цифровая революция не отдалила российских мусульман от чтения, но облегчила доступ к старинным изданиям. Уникальным примером этому служит электронная библиотека «Дар аль-кутуб», образованная Духовным управлением мусульман Республики Татарстан в 2013 году.
ГСВ "Россия - Исламский мир"
Фото: Prateek Katyal/Unsplash