Идея Теодора Герцля о создании еврейского государства на земле предков изначально носила мирный характер и даже рассматривала альтернативы Палестине. Однако на практике сионистский проект реализовывался далеко не в соответствии с библейскими заповедями. Многие его исполнители были убеждены, что достичь цели можно лишь насильственным устранением противников и массовым изгнанием местного населения. Как отмечает российский исследователь из МГИМО Александр Крылов в работе о военных формированиях в Палестине в 1948 году, в западной пропаганде распространен миф о слабом и молодом Израиле, крайне уязвимом перед лицом «арабских полчищ».
Сионистские партии в Палестине представляли весь политический спектр. Конфедерация рабочих Израиля, например, также имела военизированное ответвление – «Хагана», что в переводе с иврита означает «Оборона». Начиная с 1920-х и вплоть до середины XX века эта организация практиковала строительство укрепленных сельскохозяйственных поселений по схеме «стена и башня». В назначенное время к выбранному месту, сопровождаемые бойцами «Хаганы», на грузовиках и тракторах прибывали сотни строителей. Они устанавливали сборные блоки, огораживали территорию колючей проволокой и возводили в центре сторожевую башню.
После установки, обычно занимавшей сутки, строители уезжали. В новом поселении оставалась группа из 20-40 человек, сразу же приступавших к освоению участка. Так было построено более сотни поселений, которые сейчас находятся на территории Израиля, но фактически на землях, принадлежавших до появления государства палестинским арабам. Генштаб «Хаганы» также курировал деятельность Комитета иммиграции – «Моссад ле-алия Бет», который стал предшественником израильской разведслужбы.
Ярче всего силовой подход выражал Зеэв Жаботинский, лидер ревизионистского сионизма. Он открыто отвергал компромиссы с арабами и провозглашал, что основным средством достижения цели является военная сила. Его формула «железной стены» и принцип «дубинка за пазухой» стали моральными ориентирами для последователей ревизиониста. Возглавляемые Жаботинским военизированные организации ЭЦЕЛ и ЛЕХИ, а также БЕЙТАР, – активно использовали террористические методы, и их идеология стала символом воинствующего сионизма.
«Иргун» (ЭЦЕЛ) была основана в результате раскола в «Хагане» и действовала в Палестине с 1931 по 1948 год. Британские власти, управлявшие палестинскими землями по мандату, а также ООН, США и многие международные деятели, включая Альберта Эйнштейна, рассматривали действия организации как терроризм. После публикации британским правительством «Белой книги», которая ограничивала еврейскую иммиграцию и подразумевала уступки арабскому населению, ЭЦЕЛ перенесла фокус на борьбу с мандатной властью. Финансирование и снабжение оружием осуществлялись за счет вымогательства, грабежей и нападений на британские объекты.
Наиболее известными акциями «Иргуна» стали взрыв отеля «Царь Давид» в Иерусалиме и резня в арабской деревне Дейр-Ясин. Летом 1940 года в подпольной организации произошел раскол. Одна группа выступила против перемирия с британскими властями в Палестине на время Второй мировой войны. Они основали новую – «Лохамей херут Исраэль» (ЛЕХИ), или «Борцы за свободу Израиля», известную также как «Банда Штерна». Идеология ЛЕХИ была изложена в радикальном манифесте, провозглашающим исключительное право еврейского народа на Эрец-Исраэль в библейских границах.
Лидер ЛЕХИ Авраам Штерн рассматривал нацистскую Германию и фашистскую Италию как союзников в борьбе против Британии. В 1941 году представители ЛЕХИ вели переговоры с немецкими агентами, предлагая союз в обмен на поддержку создания еврейского государства. Террористическая деятельность организации привела, в том числе, к убийству министра по делам Ближнего Востока лорда Мойна и спецпосланника ООН графа Фольке Бернадотта. Не только англичане, но и руководство «ишува» (еврейских поселений в Палестине) было единодушно в своем осуждении террористов. Тем не менее, это не помешало амнистировать членов ЛЕХИ после провозглашения Государства Израиль в 1948 году.
Подразделения распущенных ЛЕХИ и ЭЦЕЛ примкнули к армии Израиля (ЦАХАЛ). Многие бывшие члены сионистских формирований сделали успешную политическую, военную или научную карьеру. Среди них, например, Ариэль Шарон или Ицхак Шамир – бывшие премьер-министры Израиля. Идеологически правая молодежная организация БЕЙТАР, основанная в 1923 году, действует до сих пор.
С момента своего основания БЕЙТАР («Союз Йосефа Трумпельдора») занималась военной подготовкой еврейской молодежи для самообороны и будущих столкновений. Организация росла и к 1934 году насчитывала 65 тысяч членов в 26 странах. Идеологический лидер союза Жаботинский даже вел переговоры с Муссолини, что позволило создать учебный лагерь в Италии. Он же выступал главным редактором и автором большинства статей газеты «Рассвет». На первой странице издания крупными буквами печатался лозунг ревизионистского движения: «Цель сионизма – создание еврейского государства на обоих берегах реки Иордан».
В 1948 году БЕЙТАР и все сионистские организации, убежденные лишь в насильственном методе достижения своей главной цели, образовали всемирный союз «Херут» («Свобода»). В Израиле партия с этим же названием была в оппозиции блоку лейбористов во главе с Партией труда, которая в наши дни выступает за мир с палестинцами и решение о сосуществовании двух государств. В мае 1977 года блок «Ликуд» («Сплочение»), основу которого составляла партия «Херут», впервые пришел к власти. Стоит отметить, что в настоящий момент лидером «Сплочения» является Биньямин Нетаньяху – действующий премьер-министр Израиля.
ГСВ "Россия - Исламский мир"
Фото: cpl. Roei Fux, IDF Spokesperson's Unit/Creative Commons 2.0