En Ar

Зохран Мамдани: его победа, обещания и семья

25 ноября

Впервые в истории пост мэра Нью-Йорка – главной капиталистической цитадели мира – занял мусульманин южноазиатского происхождения, родившийся в Уганде. Рекордная явка избирателей привела к победе 34-летнего политика левых взглядов Зохрана Кваме Мамдани, несмотря на агрессивную рекламную кампанию и клевету против него. Международные СМИ мусульманских стран изучили обстоятельства победы и путь нового мэра. 


В материале «The National», посвященном победе «харизматичного демократа-социалиста», отмечают эффективность искренней и смелой позиции Мамдани. «Я не чувствовала такого восторга от кандидата с тех пор, как был избран Обама», – рассказала изданию избирательница Лиза, назвавшая только свое имя. Также отмечается, что поддержки самого Барака Обамы, как и Джо Байдена и Нэнси Пелоси, самый молодой мэр Нью-Йорка не получил, что отражает успех прогрессивного крыла Демократической партии США.


Победа левого демократа на деле стала вызовом для «основного течения» партии. В то время как демократический истеблишмент пытался сместить партию к центру, Мамдани не боялся занимать твердые позиции по спорным вопросам – от критики действий Израиля в Газе до обещаний бесплатного общественного транспорта. В то же время, эти смелые социальные инициативы (в их числе – увеличение минимальной зарплаты, а также городские магазины, предлагающие продукты питания со скидками), не подкреплены четкими финансовыми механизмами, что вызывает сомнения в их реализуемости.


«Искренность демократов может помочь им победить», – резюмирует глава вашингтонского бюро «The National» Томас Уоткинс. Камала Харрис, по мнению автора, проиграла во многом потому, что пыталась быть «всем для всех». Полемическая позиция Мамдани оттолкнула миллионы жителей Нью-Йорка, но нашла отклик у миллионов других. «В современной Америке мы привыкли к победе противоречивых деятелей – спросите хотя бы господина Трампа», – иронизирует публицист.


Действующий американский президент крайне непопулярен в родном Нью-Йорке, поэтому любые нападки на Мамдани еще больше убеждали его сторонников. Трамп назвал нового мэра Большого яблока «ненавистником евреев», что вызвало шквал ярости правых и возобновило призывы лишить Мамдани гражданства. Многие из них утверждают, что новый мэр – мусульманский радикал-антисемит, поддержавший теракты 11 сентября 2001 года, и желающий ввести в Нью-Йорке законы шариата. Это откровенная ложь, а предвыборная кампания Мамдани на урду и арабском языке является уважением к своим корням.


На страницах «Asharq Al-Awsat» авторы призывают взглянуть на победу Мамдани трезво. По мнению Хазема Сагие, новый мэр Нью-Йорка не является ни радикальной угрозой, ни символом грядущей революции. Его успех объясняется более приземленными факторами: ухудшением экономики и качества жизни в городе, реакцией на политику Трампа и тем, что его многообразная идентичность отражает плюрализм Нью-Йорка.


Безусловно, победа также свидетельствует о влиянии израильско-палестинского вопроса. Треть еврейских избирателей Нью-Йорка поддержали его, что указывает на сдвиг в настроениях, особенно среди молодежи. Военные действия Израиля в Газе, выходящие за рамки самообороны, вызывают растущее отвращение в мире. Тем не менее, представлять победу Мамдани как сокрушительное поражение Израиля, капитализма, Запада и «белого превосходства», по мнению автора, – значит дополнять «и без того насыщенный лексикон идиотизма».


События в Газе в 2023 году стали катализатором политических изменений в США, заставив избирателей пересмотреть приоритеты. Протесты против финансирования зарубежных конфликтов на фоне внутренних проблем страны создали новый политический климат.


Своему коллеге во многом вторит Эйад Абу Шакра: победа Мамдани – это исключение, а не правило. США – глубоко расколотая страна, где штаты радикально различаются по уровню развития и политическим предпочтениям. Партии тоже трансформировались: республиканцы теперь объединяют религиозных консерваторов и правых олигархов, а демократы – широкую коалицию от умеренных до социалистов. Битва за идентичность США продолжается, и делать далекоидущие выводы из одной локальной победы рано.


Международная версия ливанского издания «Al-Akhbar» также называет события в Газе катализатором политических изменений в США. Кроме этого, «Al-Akhbar» опубликовал материал об отце Зохрана Мамдани – Махмуде Мамдани. В биографической и в некотором роде библиографической статье под названием «Изгнанный революционный интеллектуал» утверждается, что восхождение первого мэра Нью-Йорка восточного и мусульманского происхождения стало возможным благодаря идейному пути, пройденному его отцом.


Жизнь и академическая карьера Махмуда Мамдани были сформированы десятилетиями политической борьбы и изгнания. В 1963 году он участвовал в движении за гражданские права в США, был заключен в тюрьму за свою деятельность, в 1972 году выслан из Уганды, а к 1984 году стал лицом без гражданства. Личный опыт угнетения лег в основу его критики национального государства.


В своих ключевых работах, таких как «Гражданин и субъект» (1996) и «Ни поселенец, ни коренной житель» (2020), Мамдани-старший доказывает, что современное государство создает «суверенное» большинство, маргинализируя «не суверенные» меньшинства. Центральная идея – отказ от этой разрушительной бинарности в пользу политики сосуществования. Этот призыв к справедливости, выросший из личной борьбы, Зохран Мамдани унаследовал и воплощает в своей политической карьере.


«The National», в свою очередь, не оставило без внимания остальных членов семьи нового мэра. Сирийско-американская художница Рама Дуваджи, известная своими черно-белыми иллюстрациями, исследующими темы сестринства, арабской идентичности и политического сопротивления, оказалась в центре внимания после избрания ее мужа. Родившаяся в Хьюстоне и выросшая в Дубае, Дуваджи активно использует свою платформу для визуального освещения текущих событий и поддержки маргинализированных сообществ, в том числе открыто выступая в солидарность с Палестиной.


Изящные кинематографичные видеоролики, выделявшие предвыборную кампанию новоизбранного мэра Нью-Йорка, – это навык, который он, вероятно, унаследовал от своей матери, Миры Наир, – предполагает «The National». Известный режиссер, номинированная на «Оскар», Наир десятилетиями ставит яркие и сильные истории на экране – от получившей «Золотого льва» «Свадьбы в сезон дождей» до своего знаменитого дебюта «Салам, Бомбей!».


В свете этих фактов громкая победа Зохрана Мамдани на выборах становится не просто личным триумфом, а продолжением семейного завета, уходящего корнями в борьбу за справедливость. Сила, которую он черпает в наследии отца, творческой поддержке жены и видении матери, придает политической миссии Мамдани глубоко личный характер. Поэтому выполнение данных избирателям обещаний представляется исполнением его морального долга, ответственностью перед памятью предков и, в конечном счете, заветом перед Всевышним.

 

 

ГСВ "Россия - Исламский мир"

Фото: Bingjiefu He/Creative Commons 4.0