Президент общественного фонда «Мир Евразии», участник V международного форума мусульманских журналистов и блогеров Эдуард Полетаев дал эксклюзивное интервью пресс-секретарю Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир» Екатерине Подколзиной.
- В этом году вы принимаете участие в сессии «О свободе журналистики в контексте прав человека». Какие, на ваш взгляд, главные проблемы данной темы?
Свобода слова - одна из основополагающих проблем современной журналистики. Естественно, она вступает в противоречие, с одной стороны, с государством, пусть даже с тем, которое занимает первое место в рейтинге свободы слова. Возникает конфликт с объемом информации, ведь иногда она бывает секретной, обложенной государственной или служебной тайной. Всегда есть люди, которые хотят выйти за грань этих рамок.
Самый известный случай журналистских расследований – когда по его результатам был объявлен импичмент президенту США. Для этого тогда использовались не совсем законные способы и методы исследования.
Второе противоречие – новые технологии: интернет, социальные сети и новые способы передачи информации, которые оказывают непредсказуемое воздействие на свободу слова, потому что сейчас технологии растут быстрее, чем формируется анализ того, к чему они могут привезти. Мы до сих пор не знаем, как повлияет на людей клиповое мышление, которое сейчас очень популярно среди молодежи, так как оно дает усеченную информацию. А количество людей, способных потреблять информацию через книги с каждым днем уменьшается.
Помимо этого, сейчас если обычный человек вдруг стал блогером, то он частично возлагает на себя функцию средств массовой информации. Тем не менее, это не всегда формирует в них какую-либо ответственность. Поэтому такая ситуация будет влиять на ужесточение мер со стороны государств. В настоящий момент ни одно государство не понимает в полной мере, как действовать в связи с данными новшествами. Я думаю, что эти вызовы далеко не последние.
Последнее новшество – выступление 16-летней девочки на заседании ООН. Подобное использование детей в политике – новшество. Девочка не только стала знаменитостью в один день, но и перевернула новостную повестку всего мира. Это редкий фактор. Если раньше подобным образом запомнились разве что Саманта Смитт и Катя Лыкова, которую в ответ отправляли в США, то это были скорее факторы снятия напряженности международных отношений, поэтому детей и использовали.
Сейчас же любой десятилетний парень может разбираться лучше в интернет-технологиях, чем пятидесятилетний мужчина. Поэтому детей будут использовать все чаще и чаще. И поскольку дети по законодательству не привлекаются к уголовной ответственности, они почти наверняка в скором времени станут проводниками и в политике, и в экономике.
- Актуальна ли данная проблема в Казахстане и как ей противостоят?
В Казахстане эта проблема также актуальна, поэтому наша страна часто подвергается международной критике по этому вопросу. Главная проблема Казахстана заключается в том, что государство достаточно серьезно зачистила поле СМИ, оставив лишь тех, кто является проводником государственной политики, получая на это неплохие средства. Поэтому вся критика политических процессов у нас ушла в Интернет. Сейчас очень популярен Facebook. Получается, что государство использует СМИ как собственную отдушину, из-за чего их влияние на общество стремительно сокращается. Международная повестка воспринимается в том числе через них. А вся внутренняя повестка обсуждается в Интернете.
- Как бы вы оценили вклад журналистов из мусульманских стран в противостоянии с проблемами современной журналистики?
Этот вклад будет продолжать расти, поскольку сейчас каждый четвертый житель Земли – мусульманин. Их число будет постоянно увеличиваться в силу демографических факторов. У мусульманской журналистики я вижу ряд определенных проблем, поскольку в мире доминирует англосаксонская журналистика и ее методы подачи информации, формат и стандарты. Поэтому создать что-то свое достаточно тяжело. Хотя пример «Аль-Джазиры» показывает, что это возможно. Есть еще и языковой фактор. Все-таки мусульманское сообщество по всему миру разговаривает на разных языках. В этой связи тяжелее найти взаимопонимание, на это требуется больше ресурсов и средств.
В исламской журналистике, как и в политике, я вижу очень серьезный запрос на правду, потому как есть фейк-ньюс. Их точку зрения не всегда воспринимают как доминирующую, и не всегда слышат во всем мире. В этом смысле налаживание диалога может дать какой-то импульс. Россия уже подключается к этому диалогу, она может стать серьезным стабилизирующим фактором (между мусульманской журналистикой и мировым сообществом, - прим. ред). Взять, к примеру, сирийское информационное агентство Sana, которая работает и на русском языке. Мне кажется, что та группа государств, где русский язык распространен, включает в себя в том числе и большое количество мусульман, владеющих русским, но не владеющих арабским и другими языками. Поэтому введение русского языка в исламских СМИ усилило бы и позиции России, и мусульман всего постсоветского пространства, а также стало бы положительным фактором информационного взаимодействия, чтобы о том, что происходит в исламских странах попадало не через «испорченный телефон» Западных СМИ.
-Какие у вас впечатления от работы форума в этом году?
Все темы достаточно актуальные. Весь мир сейчас проходит процесс перестройки различных источников информации. Мы уходим в сторону социальных сетей и интернет-СМИ. Меняются и сами журналисты. Даже люди, которые проработали 50 лет в газете, как один из участников форума, сегодня тоже вынуждены приспосабливаться к новым вещам.
Была видна заинтересованность участников. Мне понравились многие выступления российских участников. Считаю важным, что диалог все-таки состоялся, были конструктивные предложения из самых разных стран.
Я считаю, что в России традиции ислама будут только расширяться. С этим нужно работать рамках гуманитарного, экономического и культурного сотрудничества.
- Чьи выступления на форуме вам понравились больше всего?
Очень понравились выступления представительницы Бангладеш Тасним Шупровой, Михаила Калмыкова из ИТАР ТАСС, а также речь модератора нашей сессии – Вениамина Попова.
- Чего вы ожидаете от форума журналистов из мусульманских стран в будущем?
Это должно быть частично связано именно с интересом самих журналистов, а не предоставленной им повесткой тематики, чтобы они чувствовали свою кровную заинтересованность в обсуждении. Я думаю, что форум хорошо организован и проводится на высоком уровне.
Пресс - центр Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир»