12 декабря 2024 года в Международном исламском университете Малайзии (IIUM) прошла диалоговая сессия «Россия – Исламский мир: межцивилизационный диалог». Мероприятие состоялось в рамках X заседания Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир» (ГСВ) на тему «Взаимодействие России и исламского мира в эпоху формирующейся многополярности».
В сессии приняли участие члены ГСВ, представители IIUM и Организации исламского сотрудничества, а также религиозные деятели и ученые из России и мусульманских стран. Центральной темой обсуждения стал опыт межцивилизационного взаимодействия России и Исламского мира, а также предложений по развитию двустороннего сотрудничества в различных сферах, в частности, в области образования. Участники сессии уделили значительное внимание рассуждениям о концепции «умма» в контексте современного мира и исламской традиции.
Важно отметить, что мероприятие началось с подписания Меморандума взаимопонимания между IIUM и Молодежным форумом ОИС – документ заложил основу сотрудничеству сторон в социальной, культурной и научной сферах. Представитель ОИС Мухаммед Салах Текая в ходе сессии отметил, что образование необходимо использовать в качестве инструмента для достижения взаимопонимания в процессе межцивилизационного диалога.
В своем вступительном слове ректор IIUM доктор Осман Бакар рассказал про образованный им в 1996 году Центр цивилизационного диалога в университете Малайзии. В разное время в Центр приезжали представители Ирана, Турции, стран Ближнего Востока, а теперь и России. «Это чрезвычайно важные визиты для Малайзии, поскольку наша страна многонациональная, многоконфессиональная и мультикультурная», – подчеркнул доктор Бакар.
Первый вопрос, с которым модератор сессии – заместитель ректора IIUM, профессор Мохаммед Аслам Ханиф, обратился к директору Института востоковедения Российской академии наук Аликберу Аликберову, касался исторической ретроспективы развития взаимоотношений между Россией и исламской цивилизацией.
После распада Золотой Орды – исламского средневекового государства, которое занимало территорию современной России, много татар стали частью российской аристократии. Совместное проживание мусульман и христиан стало уникальным опытом исторического взаимодействия, рассказал Аликберов. Российский востоковед отметил важную деталь, которая отличает Россию от европейских стран.
«На Западе Коран издавался и переводился на местные языки для того, чтобы изучать мусульман и управлять ими. В России же Священный Коран впервые был издан при Екатерине II для обеспечения духовных потребностей мусульман Российской империи», – сообщил Аликберов.
В комментариях к ответу прозвучали интересные теологические параллели. Профессор Омар Джа – представитель Гамбии и выпускник IIUM – в контексте современной геополитической ситуации сравнил Российскую Федерацию с Восточной Римской империей – религиозным государством, одержавшим победу над персидскими язычниками. Об этом повествует 30-я сура Священного Корана «Римляне».
«Уважение, инновации, процветание, доверие, устойчивое развитие, забота – это столпы современного исламского финансирования», – отметила в своем выступлении профессор Института исламского банкинга и финансов IIUM госпожа Русни бинту Хасан. Малайзия является лидером в области исламского банкинга; IIUM представляет собой международный центр, обладающий экспертными знаниями. Профессор Русни выразила уверенность в том, что Россия и Малайзия смогут наладить сотрудничество между университетами по вопросам образования в данной сфере.
Директор Международного центра стратегических исследований в военной области и проблем безопасности (Тунис) Бадра Гаалул поделилась своим мнением о концепции «умма»: «Нас в мире более миллиарда, но сегодня действительно существует проблема разделенности уммы». По словам Гаалул, ярким примером разрозненности является отсутствие единства в сопротивлении сионистскому режиму Израиля, который захватывает земли Палестины, Ливана и Сирии.
К удивлению модератора, обсуждение понятия «умма» стало центральным для сессии. Так, генеральный секретарь Всемирной организации по сближению мазхабов Хамид Хавали Шахрияри рассказал о своей книге, посвященной данному понятию. По мнению господина Шахрияри, корни проблем современной уммы лежат в отсутствии должного воспитания.
«Образование может быть средним, но воспитание должно быть высшим», – заявил чрезвычайный и полномочный посол России Рамазан Абдулатипов. Дипломат выразил упрек в сторону современных высших учебных заведений, упускающих вопросы воспитания традиционного мировоззрения у молодого поколения. В этой связи господин Абдулатипов подчеркнул важную роль диалога в межцивилизационном взаимодействии.
«Понятие “умма” относится не только к мусульманам, но и к другим сообществам, в том числе христианам. Лично я понимаю концепцию “умма” как сообщество с одинаковыми целями», – дал свой комментарий профессор Национального исламского университета, председатель глобального центра умеренного ислама Дин Шамсуддин.
«В соответствии с коранической традицией, уммой может быть не только сообщество людей, но и даже насекомых, например, муравьев», – отметил научный руководитель Института востоковедения РАН Виталий Наумкин. Ученый назвал это классическим примером исключительного исламского гуманизма. Наумкин призвал к обмену научными публикациями между российскими и малазийскими научными сообществами.
«Проблема разделения – это и проблема нашей греховной жизни, нашего отделения от Бога», – поделился Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл в своем выступлении, посвященном реализации диалога между конфессиями. Его Преосвященство отметил, что первый Священный Коран на русском языке был издан по инициативе профессуры Казанской духовной семинарии.
Митрополит обратился к профессору Бакару с предложением о сотрудничестве между Казанской семинарией и IIUM, а также представил коллегу – Митрополита Сергия Сингапурского и Юго-Восточно-Азиатского, чье выступление привнесло в диалог новую ноту.
«В служении помогает исторический опыт моей страны», – рассказал глава Патриаршего экзархата в этом регионе. Учитывая широкий масштаб деятельности, Митрополит Сергий посчитал целесообразным образование на базе IIUM постоянной рабочей группы по диалогу исламских организаций и Русской православной церкви в странах Юго-Восточной Азии.
Председатель партии «Иракский национальный проект» Джамаль Хамис (Аль-Дари), в свою очередь, поделился личным опытом. Раньше Ирак жил как единая нация, но после 2000 года, когда произошла оккупация армией США, иракцев стали принудительно делить на суннитов, шиитов, арабов, христиан и так далее. Этому во многом способствовали внешние СМИ, пришедшие вместе с американскими войсками и оказавшие влияние на иракскую молодежь.
«Сегодня, к сожалению, очень много фейковой информации. Люди даже боятся приезжать в ту или иную страну, потому что они не знают, что там происходит на самом деле», – отметил заместитель председателя Духовного управления мусульман России муфтий Рушан Аббясов. Однако подобные практические встречи, выставки, лекции служат продвижению общих ценностей несмотря на дезинформацию. Стоит отметить, что Рушан хазрат в 2022 году выступал в IIUM с лекцией «Ислам в России».
В заключение сессии ректор IIUM Осман Бакар озвучил предложения касательно взаимодействия в области исламского образования, включая фокус на анализе базовых аятов Корана и продолжении межцивилизационного диалога. В этой связи он выступил за формирование в каждой из стран-участников магистратур по изучению концепции «умма». При этом необходимо определить единый глобальной центр в одной из столиц: будь то Куала-Лумпур, Кабул, Тегеран или Казань.
«Приоритетом для нашей Группы (ГСВ прим. ред.) как раз является диалог цивилизаций, а следующим по значимости остается вопрос образования, науки, культуры и связи с университетами», – подвел итоги сессии заместитель председателя ГСВ Фарит Мухаметшин. Он также отметил, что в планах Группы достаточно мероприятий для совместной работы за рубежами Российской Федерации, и теперь о них возможно информировать коллег из Малайзии с целью более предметной подготовки.