En Ar

Мусульмане в строю российской армии

17 октября

 

В основе успехов и достижений современных Вооруженных сил России лежат не только опыт и боевая выучка ее частей и подразделений, но и героические традиции, заложенные великими предками. Одна из таких традиций заключается в том, что представители мусульманских народов, наряду с приверженцами других конфессий, на протяжении веков несли службу в вооруженных силах России.


В период тяжелых для страны испытаний большинство мусульман, приняв российское подданство, вставали на ее защиту. Мусульмане Российской империи верой и правдой служили «Царю и Отечеству»: военная служба на польской границе в XVIII веке, участие в Отечественной, Русско-Турецкой и Кавказской войнах в XIX веке, в Русско-Японской войне в начале XX века. Существует мнение, что первая мечеть в Москве была построена в ознаменование героизма воинов мусульманских конных полков.


Мусульмане также подлежали общему призыву в регулярные части царской армии. Согласно Уставу всеобщей воинской повинности, введенной в 1874 году, служба в армии для мусульман могла быть заменена денежным налогом. Однако, при желании они могли проходить службу на общих основаниях, а также обучаться в военных учебных заведениях и получать офицерские звания.  Призванные на службу обязательно присягали только в присутствии духовного лица своего вероисповедания.


Ежедневная религиозная практика, включая молитвы в священные дни и праздники, погребение покойников согласно канону, соблюдение поста, халяльное питание – каждый аспект является важным для воплощения религиозных прав мусульман в рядах армии. С молчаливого согласия Военного министерства Российской империи, проблема отсутствия в уставах четкого регламента по реализации свободы вероисповеданий конфессиональных меньшинств ложилась на плечи командиров частей и местного начальства. Тем не менее, для совершения обрядов было необходимо духовное лицо.


Военное почетное звание «ахун» – мусульманское духовное лицо, руководящее военными муллами в пределах крупного города или округа – «высший магометанский деятель», стало примером для формирования военного мусульманского руководства. Муллы из числа гражданских лиц по совместительству становились военными, и в указанное командиром время или по знаменательным дням исламской религиозной традиции являлись в войсковую часть к единоверцам для совершения обрядов.


Так происходило в местах расположения внутренних войсковых частей, как правило, в городах, в которых существовали татарские общины. В отдаленных войсковых частях практиковалось назначение на должность военного муллы одного из нижних чинов. При этом кандидат в муллы направлялся в Оренбургское магометанское духовное собрание на испытание в знании основ ислама и обрядов. Военные муллы в глазах мусульманского сообщества стали олицетворением свободы вероисповедания в империи.


Накануне Первой мировой войны в регулярной российской армии насчитывалось почти 36 тысяч мусульман, из них порядка двухсот – офицеры, в том числе высшего ранга. Царское правительство отправило на фронт из разных уголков Российской империи тысячи солдат всех национальностей и вероисповеданий. Но после Февральской революции 1917 года были подвергнуты гонениям все конфессии. Об исламе, да и о любой религии в советской армии не могло быть и речи.


Великая Отечественная война привела к прекращению антирелигиозной пропаганды в СССР. Более полутысячи мусульман были удостоены звания Героя Советского Союза. Мусульмане Татарстана, Башкирии, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Чечено-Ингушетии, Дагестана, Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана сплотились в борьбе против фашизма, представляющего угрозу всему миру. Вклад мусульманских союзных республик в общую Победу поистине огромен.


К сожалению, в послевоенное время атеистическая пропаганда продолжилась, укрепляя образ советской власти как «безбожной». Формирование негативного отношения мусульман к власти происходило и во время десятилетней войны в Афганистане в 1980-е годы. Чеченцы, воевавшие против российской армии в 1994–1996 годах, вспоминали, как в прошлом они отказывались или уклонялись от призыва, чтобы не попасть служить в Афганистан и не сражаться с единоверцами.


Антирелигиозная политика усугублялась грубыми ошибками в кадровой политике. Сегодня тенденция советской эпохи – преимущество славянских воинов при распределении должностей в элитных подразделениях – становится слабее и сходит на нет. Офицерскому корпусу, почти целиком укомплектованному славянами, трудно предотвратить межнациональные столкновения в воинской среде. Многие из офицеров в начале 90-х отмечали полное незнание мусульманской специфики.


В начале XXI века число военнослужащих, считающих себя верующими, увеличилось. Высокий процент верующих отмечен среди курсантов военных училищ. Существенно возросла численность верующих среди офицерского состава. Аналитики Министерства обороны Российской Федерации рассчитывают, что со временем это молодое поколение офицеров составит социальную базу возрождения религиозно-духовной жизни воинских коллективов.


В России активно развивается практика привлечения военного духовенства – капелланов (православных, исламских и других). Несмотря на официальное учреждение должности помощника командира по работе с верующими военнослужащими в начале 2010 года, деятельность капелланов на законодательном уровне не обеспечена должным образом. Вместе с тем военные имамы необходимы современной Российской армии. Согласно официальной статистике, каждый 11-й в строю – мусульманин. Компетентный военный имам может ответить верующему призывнику на интересующий его вопрос религиозного содержания. Кроме того, некоторые находчивые солдаты отказываются от хозяйственных работ, ссылаясь на каноны религии – в таких случаях офицерам, далеким от исламской догматики, может потребоваться советник со знаниями мусульманского вероучения.


Трудности, которые могут возникнуть у правоверного мусульманина в современной армии в связи с отправлением религиозных обрядов, при желании преодолимы. Командиры подразделений, в основном, идут навстречу и стараются обеспечить в допустимых объемах условия мусульманам для исповедания религии, если последние просят их об этом. Вопрос требует соответствующих поправок в общевоинских уставах, и законодательного подкрепления инициативы некоторых офицеров.


Сегодня, перед лицом очередной угрозы для России – киевского террористического режима, всецело поддерживаемого странами Запада, в ходе специальной военной операции на Украине бойцы-мусульмане вместе со своими боевыми товарищами отважно защищают Родину. Специальная военная операция на Украине началась 24 февраля 2022 года. Президент Владимир Путин в обращении к согражданам заявил, что военные действия стали ответом Москвы на просьбы республик Донбасса о помощи. Муфтии России приняли фетву, согласно которой российская специальная операция имеет предупредительно-оборонительный характер и правомерна с позиций ислама. Поэтому мусульмане, погибшие при исполнении долга по защите Родины, являются шахидами.

 

 

ГСВ "Россия - Исламский мир"

Фото: Минобороны РФ