28 октября в онлайн-формате ректор Университета Аль-Азхар, доктор Салама Дауд прочитал для магистрантов и докторантов Болгарской исламской академии лекцию на тему «Исламское образование в современном мире: вызовы и перспективы». К мероприятию в режиме онлайн также подключились студенты Российского исламского института и Казанского исламского университета.
Эта лекция состоялась в рамках договоренностей Группы стратегического видения "Россия - Исламский мир" и университета аль-Азхар. Важно отметить, что ранее Группа организовала визит делегации аль-Азхара в Казань и встречу с руководством исламских ВУЗов Татарстана.
Своё выступление доктор Салама Дауд начал с очень важной мысли о том, что наука есть краеугольный камень возрождения исламской общины. По мнению шейха, истинная ценность нации определяется её способностью производить знания, а не просто потреблять.
«В истории исламской цивилизации учёным считался лишь тот, кто вносил нечто новое – оригинальную идею или самостоятельное исследование. Подражание и интеллектуальная стагнация не способны привести к возрождению, тогда как народы, создающие собственное знание, становятся творцами цивилизации и достигают эпистемологической самостоятельности», – пояснил ректор Университета Аль-Азхар.
В своём выступлении лектор сосредоточился на двух ключевых моментах – значение науки для развития уммы и основные вызовы исламского образования сегодня. Так, говоря о классической исламской традиции стремления к знанию, Салама Дауд подчеркнул, что в основе этого процесса всегда лежало самостоятельное мышление и творческий поиск, но никак не механическое заучивание.
«В качестве подтверждения своей мысли расскажу вам одну историю: когда ученик спросил у шейха, на какой руке следует носить часы – на правой или на левой, тот ответил: «Сначала сделай часы, а потом носи их хоть на ноге». Эта история символизирует дух творчества и инноваций: главное – создавать и мыслить, а не ограничиваться внешними деталями», – подчеркнул Салама Дауд.
Среди основных проблем, с которыми сегодня сталкивается исламское образование, лектор назвал преобладание подражания и отсутствие новаторства, слабость в сфере производства знаний, несовершенство учебных программ, сокращение живого взаимодействия между студентом и наставником, вынесение религиозных суждений без должной подготовки и недостаточную адаптацию к современным технологическим изменениям. В ответ на эти вызовы, на базе Университета Аль-Азхар были открыты два новых факультета искусственного интеллекта, чтобы подготовить специалистов, способных отвечать на вызовы современности и рассматривать новые технологические явления с точки зрения шариата.
В завершении лекции доктор Салама Дауд, обращаясь к студентам и молодым учёным, порекомендовал чаще и больше читать, развивать навыки анализа, критического мышления и исследовательской самостоятельности, рассматривать известные вопросы в контексте современных реалий.
«Исламское образование несёт историческую миссию – воспитывать поколение, способное к интеллектуальному обновлению и научному творчеству. Верность традиции не означает застой, а сохранение наследия не противоречит открытости миру», – заключил ректор Университета Аль-Азхар.
ГСВ "Россия - Исламский мир"
Фото: БИА
По материалам Пресс-службы БИА