En Ar

В Казани презентовали труд, посвящённый истории темниковских татар

25 марта

 

Что таит в себе история темниковских татар? Удалось ли сохранить ислам вдали от соотечественников? Какова история крепости Темников? Именно эти вопросы по сути легли в основу новой книги «Темников: крепость империй», презентация которой состоялась в Национальной библиотеке Республики Татарстан. Мероприятие прошло в рамках празднования 1100-летия принятия ислама народами Волжской Булгарии.


Труд представляет собой продолжение цикла этнографических работ, посвящённых истории татар. Авторами выступили историк, руководитель Департамента культуры Духовного управления мусульман Российской Федерации Ренат Абянов и историк, журналист Марат Сафаров при поддержке заместителя Председателя ДУМРФ и СМР, главного редактора издательского дома «Читай» Рушана Аббясова.


В ходе экспедиций на основе многочисленных свидетельств местных жителей был предпринят опыт анализа ритуальных практик, сакрального ландшафта, восприятия соседей, книжной культуры – картины мира темниковских татар, являющихся потомками служилого сословия.


Структура книги основывается на ключевых понятиях локальной истории – происхождении рода, переселениях, вере, эпосе, коллективной памяти. Голоса героев книги раскрываются через фрагменты интервью, введённые в текст примеры местной лексики и фотообразы, демонстрирующие современную жизнь западной Мордовии и приграничных регионов.


«Книга представляет из себя фотоальбом, который подкрепляется текстом, разделена на главы, посвящена прошлому и настоящему темниковских татар, которые проживают на территории нескольких районов Западной Мордовии. Мы говорим об истории, о сохранившихся традициях, о быте, который в данный период людям присущ», — рассказал соавтор книги Ренат Абянов.


Всего в книге 300 страниц, а общий тираж – 1 000 экземпляров. Над рядом иллюстраций работал пензенский художник Ильдар Акжигитов.


«Это не только книга, но и социальные сети, встречи, статьи, фильмы, которые были подготовлены. Это дружба, которая объединяет людей, любовь к отчему дому, к народу. Это и фильм, рассказывающий о людях, хранящих культуру и традиции своих предков, кто писал беиты, кто передавал их из поколения в поколение. Чем же примечателен именно фильм? Тем, что те сёла, о которых говорится там – родовые сёла татарских мурз. Главные герои картины – потомки тех людей, которые на протяжении многих веков проживают вне Татарстана, в Мордовии, сохраняя язык, слова, которые не всегда используются в обиходе, в литературном языке. У них нет школ или детских садов, но люди сохраняют татарский язык, передают культурное наследие, сохраняют свою веру в Аллаха», – поделился Абянов.


В свою очередь Марат Сафаров объяснил, что регионом исследования стали Западная Мордовия, Нижегородская область, восток Рязанской области.


«Наша книга в меньше степени об истории, она о современной жизни. Это разговор о людях, которые реально живут сейчас на западе Мордовии в татарских сёлах. О людях, которые помнят о крепости, о своей кале, знают её первоначальное месторасположение», – поясняет Сафаров.


Темников, как рассказали авторы работы, когда-то был одной из самых западных точек Золотой Орды, потом стал восточной крепостью новой, зарождающейся империи. На этой территории проживали мурзы. Татары здесь живут на протяжении многих веков. И эти века они охраняли свою религиозную принадлежность, языковую среду, общались, женились, взаимодействовали с представителями других, даже отдалённых сёл. В некоторых семьях даже поколениями сохраняется родовая тамга.


«Одна из глав книги называется «Дин» и посвящена местным сохранившимся мечетям. Стоит отметить, что это одна из самых основных тем, поднятых в нашей работе. Был период в истории темниковских татар, когда они встали перед важным личностным выбором – между остаться или уйти, принять или остаться в рамках своих убеждений. Отрадно, что темниковские татары, несмотря на сложности и перипетии, остались в лоне ислама. Почти в каждом селе мы находили мечеть или молельный дом. Мечети небольшие, уютные, отреставрированные или построенные заново с соблюдением исторической точности. На фотографиях можно будет увидеть уникальный для этого региона высокий минарет, уходящий верхушкой в небо. Также в каждом доме хранятся старинные религиозные книги и шамаили, которые передаются из поколения в поколение», – рассказал Ренат Абянов. Интересно, что именно женщины зачастую у темниковских татар выступали гарантом сохранения религии предков.

 

 

Немного из истории Темникова


Особенное отличие Темникова от других городов Московского государства заключалось в том, что преимущественно здесь проживало служилое татарское население. Об этом в своих научных изысканиях говорят Акчурин и Ишеев.


«Татары жили в Ширлейской и Ахмыловской слободах, в посаде города находились мечети. О прежнем городе нам достоверно известно только, что он был «мал и некрепок». Бывшее городское место стало называться «Старым городищем», а возникшее там село – Старым городом (Старым городищем)», – отмечают исследователи.


Существует несколько версий появления города Темников. Одна из них гласит, что город появился ещё в период существования Золотой Орды, как второй после Мохши (Наровчат) улусный центр в мордовских землях.

 


Ильмира Гафиятуллина