En Ar

В МИД заявили, что конфликт в Ливии переживает острую фазу

23 июня 2020


Конфликт в Ливии сейчас переживает острую фазу, идет накачка страны вооружениями, в том числе морским путем, сказал в интервью РИА Новости директор департамента международных организаций МИД России Петр Ильичев.


"В настоящее время ливийский конфликт переживает острую фазу, и дополнительная накачка страны вооружениями, конечно, затрудняет переход к мирному урегулированию на согласованной под эгидой ООН основе. Оружие, в частности, попадает в Ливию морским путём", - сказал Ильичев.


Дипломат также прокомментировал информацию о якобы российском беспилотнике в Ливии, сведения о котором содержатся в докладе группы экспертов ООН.


Сведения эти, по его словам, недостоверны, – характеристики его конструкции свойственны аппаратам, производимым в одной из соседних с Россией стран.


"Масса ошибок или сознательных фальсификаций допущена также в отношении вооружений. В частности, непонятно, почему обнаруженному в Ливии беспилотнику эксперты приписывают российское происхождение, хотя его конструкционные характеристики свойственны производителю одной из соседних с Россией стран. В то же время техника, давно находящаяся в Ливии, выдаётся за недавние поставки", - заявил Ильичев.


По его словам, ещё один подлог – фотографии из Сирии, выдаваемые за ливийские пейзажи.


"Отдельного разбирательства требует история с сирийскими боевиками, перевозимыми на запад Ливии для поддержки Правительства национального согласия. Умышленно или нет, но эти факты вывернуты наизнанку: эти наёмники, связанные с террористическими организациями, в докладе "превратились" в бойцов Ливийской национальной армии", - добавил он.


Ильчев также затронул вопрос мониторинга оружейного эмбарго в отношении Ливии. Москва, по его словам, считает ангажированным подход экспертов ООН по мониторингу соблюдения оружейного эмбарго, речи о независимом мониторинге не идет.


Дипломат напомнил, что при санкционном комитете СБ ООН 1970 по Ливии функционирует группа экспертов, уполномоченная осуществлять, среди прочего, мониторинг нарушений оружейного эмбарго.


"В данном случае важно, чтобы работа велась сбалансированно, на основе достоверной и проверенной информации. К сожалению, это ключевое правило систематически игнорируется. Эксперты в своих изысканиях часто строят свои умозаключения на базе целевых информационных вбросов, черпают сведения из сомнительных источников. Полностью заброшены расследования, касающиеся нарушений 2011 года. Так и не получили развития сюжеты о переброске ливийского оружия в Сирию для подпитки местных боевиков в период их наиболее активного наступления на правительственные позиции, хотя на этот счёт были весьма перспективные разработки. "Испарилась с горизонта" поднятая в экспертных докладах несколько лет назад тема вооружённых присутствий в Ливии ряда западных государств", - сказал Ильичев.


"При таком ангажированном подходе трудно вести речь о независимом мониторинге соблюдения оружейного эмбарго", - добавил он.


Кроме того, нельзя допустить, чтобы мониторинг оружейного эмбарго СБ ООН в отношении Ливии велся только в отношении одной стороны конфликта.


Дипломат напомнил, что еще в 2016 году СБ ООН установил резолюцией 2292 специальный инспекционный режим в открытом море у берегов Ливии, который, как предполагалось, повысит эффективность контроля за незаконными оружейными потоками.

 

"В рамках этого режима до этого года действовала военно-морская операция Европейского союза "София", но её результаты на оружейном направлении оказались мизерными. Этой весной "София" трансформировалась в "Ирини", однако "первые шаги" этой миссии пока трудно назвать впечатляющими. Посмотрим, как будет развиваться ситуация", - сказал Ильичев.


Евросоюз 31 марта объявил, что запускает новую военно-морскую миссию IRINI по контролю за соблюдением эмбарго ООН на поставки оружия в Ливию. Согласно заявлению ЕС, новая военная миссия пресекает контрабанду оружия и природных ресурсов Ливии. Для отслеживания незаконных поставок оружия через сухопутные границы и воздухом ЕС использует спутники и средства воздушного наблюдения. Мандат миссии IRINI продлится до 31 марта 2021 года.


Для Москвы, по словам дипломата, принципиально важно, чтобы "вся инспекционная деятельность соответствовала международному праву и заложенным в профильных резолюциях СБ ООН принципам".


"Нельзя также допускать, чтобы досмотровые мероприятия были ориентированы лишь на одну сторону конфликта", - подчеркнул он.


Доклад группы экспертов ООН о "российском военном присутствии" в Ливии, по словам Ильичева, основан на сомнительных источниках, Москва требует от секретариата ООН провести расследование утечки в СМИ конфиденциального документа.


Ранее в западных СМИ появились публикации о конфиденциальном докладе группы экспертов, в котором утверждалось, что сотрудники ЧВК "Вагнер", а также некоторых других компаний присутствуют в Ливии и поддерживают силы Халифы Хафтара.


"Прежде всего следует отметить, что мы крайне обеспокоены утечкой в прессу конфиденциального доклада группы экспертов Комитета СБ ООН 1970 по санкциям в отношении Ливии. Причём "слив" такого рода документа, не предназначенного для распространения в публичном пространстве, происходит далеко не впервые. Требуем расследования произошедшего Секретариатом ООН", - сказал Ильичев.


По его словам, уже первичный анализ текста "позволяет констатировать его необъективность и несбалансированность".
"Большей частью доклад построен на основе непроверенных или явно подтасованных данных и направлен на дискредитацию политики России на ливийском направлении. Эксперты пользуются источниками сомнительного свойства, имеющими прямой интерес в ливийском конфликте. Значительное число ссылок на те или иные материалы попросту не работает. Достоверность целого ряда выкладок, особенно базирующихся на так называемых "внутренних переговорах", невозможно доказать", - добавил Ильичев.


"У нас не вызывает сомнений, что его цель – ввести международное сообщество в заблуждение касательно российской политики в Ливии", - подчеркнул дипломат.


Слухи о присутствии в Ливии "российских наемников" основаны на недостоверной информации, многие данные явно подтасованы, при этом у Москвы есть информация о том, что Ливии находится иностранный военный персонал из других стран.


"Многие сведения, особенно касающиеся упомянутых в докладе российских граждан, просто голословны. Люди, якобы воюющие в Ливии, на самом деле не выезжали из нашей страны. Так называемые "раненые" вполне здоровы. Это всё доступно в публичном пространстве и опять-таки проверяемо. Примечательно, что подобранные экспертами списки скопированы с одиозной украинской базы данных "Миротворец", - сказал Ильичев.


Он подчеркнул, что "слухи о присутствии в Ливии пресловутых российских "наёмников" основаны на недобросовестной информации".

 

"Нам  известно о наличии иностранного военного персонала в Ливии. Но это тема для отдельного весьма обстоятельного разговора. Об этом упоминалось и в других докладах группы экспертов. Впрочем, "слив" в СМИ конфиденциальных данных и заключений – это не наш метод", - подчеркнул Ильичев.


После свержения и убийства ливийского лидера Муаммара Каддафи в 2011 году Ливия фактически перестала функционировать как единое государство. Сейчас в стране царит двоевластие. На востоке заседает избранный народом парламент, а на западе, в столице Триполи, правит сформированное при поддержке ООН и Евросоюза Правительство национального согласия во главе с Файезом Сарраджем. Власти восточной части страны действуют независимо от Триполи и сотрудничают с Ливийской национальной армией во главе с маршалом Халифой Хафтаром, который с апреля 2019 года не прекращает попыток захватить Триполи.

 

ГСВ "Россия - Исламский мир"

Фото: Creative Commons

По материалам РИА Новости