23.08.2017
Заместитель начальника управления образования Исполкома Кукморского муниципального района, организатор «Всероссийских Айтматовских чтений» на базе гимназии №1 Ч. Айтматова Диляра Ганиева выступила на международном форуме писателей и интеллектуалов «Айтматовские чтения: диалог культур» в Бишкеке.
Некоторые аспекты межцивилизационного диалога в творчестве Чингиза Айтматова
Диалог и взаимодействие национальных культур, формирование толерантности и гуманизация образования – все эти понятия, столь актуальные в современном обществе, имеют непосредственное отношение к личности и творчеству одного из наиболее ярких современных писателей Чингиза Торекуловича Айтматова. Его трудно назвать писателем какой-то одной национальной культуры. Это поистине был гражданин мира. Будучи киргизом по национальности, он создавал свои произведения сразу на двух языках: на киргизском и на русском. Его произведения стали популярными во многих странах мира. Сегодня этот автор по масштабу своего творческого мышления, глубине философских суждений представляет собой одну из наиболее значимых фигур в современной отечественной и мировой литературе. Привлекает и удивляет также и необыкновенная способность Айтматова пророчески предсказывать, провидеть те социальные, нравственные, гуманистические и даже политические проблемы, которые становятся особенно острыми и актуальными спустя десятилетия после того, как он уже определил их в своих произведениях.
Уникальность личности писателя состоит и в том, что на протяжении всей своей жизни он писательской и социальной деятельностью, жизненным опытом проповедовал идею необходимости единения национальных культур, межцивилизационного диалога и взаимодействия, бережного отношения к национальным особенностям, сохранении самобытности и индивидуальности. Он, глубоко понимающий законы цивилизации, призывал к межцивилизационному согласию в мире.
Потому что видел: глобализация создает угрозу национальной самобытности, культурно-цивилизационному многообразию мира, свободе личности; идут ежедневные глубокие изменения в мировоззрении человека, мироустройстве.
В своих произведениях Чингиз Айтматов твердо выступает за естественное развитие исторически сложившихся многочисленных и разнообразных цивилизаций, опирающееся на разные, дополняющие друг друга, но непременно ответственные подходы, что позволит обеспечить жизнеспособное сосуществование государств и народов. Писатель из произведения в произведение призывает своих читателей к принятию « картины мира» непредвзято, свободно от каких-либо идеологий. Он понимает, что без этого дальнейшее развитие человечества окажется под вопросом.
Талантливо воспроизводя яркий колорит национальной киргизской культуры и традиций, он умело создавал образы и сюжеты, имеющие общечеловеческое значение, актуальные для любого человека любой национальности, вообще для жителей планеты Земля.
Он ищет ответы на вечные вопросы о смысле жизни, об обществе и человеке, их ответственности за сегодняшний день. Он задает вопросы, на что способно общество, если в нем вместо культа религии утвердится культ насилия, наживы любой ценой? Бесстрастные, безразличные, родства не помнящие манкурты — неужели такие люди смогут обеспечить прогресс и нужны обществу? Что удержит людей и заставит стыдиться безнравственных поступков? Совестно, стыдно — ведь за это не платят, не карают. Мой удобный мир, мои интересы и интересы общества — как гармонично объединить их? Эти вопросы беспощадно ставит жизнь, и все люди сдают этот экзамен, как делают это и герои произведений Чингиза Айтматова «И дольше века длится день», «Плаха», «Прощай, Гульсары», «Джамиля»… В этих и и в других своих произведениях Айтматов призывает нас к диалогу, поднимает вечные вопросы: о человеке, его душе, чувствах, совести.
Ч. Айтматов исследует отношения человека и общества, человека и мира. Существенным отличием произведений Айтматова является то, что его герои не философствуют, философскими размышлениями насыщена сама художественная структура, основанная на национальных традициях, выражающаяся в народно-философских образах. В центре внимания писателя с одной стороны — судьба духовных и нравственных ценностей в современном мире.
С другой стороны -огромная любовь к человеку. Глубокое чувство национального опыта позволяют Ч.Айтматову остро реагировать на проблемы современного мира.
Он считает, что необходимо найти общий подход к общечеловеческим проблемам, невзирая на государственные, религиозные, социальные и национальные различия.
Ч.Айтматов напоминает исследователя, занимающегося постижением современного мира и человека в нем: как поведет себя герой в той или иной нравственной ситуации, требующей однозначного решения? От чего зависит его выбор? Каковы взаимоотношения человека и окружающего его мира? Насколько человек подчинен обстоятельствам? Как соотносит свои поступки с велением совести?
Воплощением размышлений Ч. Айтматова о роли человека в развитии или крушении цивилизации является роман «Плаха». Эта книга об отношениях Человека и Природы- создателе или разрушителе Мира. По охвату тем, многоплановости, философскому подходу и глубине символики это произведение превзошло все ранее написанное.
Человек – высшее творение природы. Существо, которое способно осмыслить свою жизнь и законы бытия, созидать прекрасные творения и уничтожать природу, соединяющее в себе две противоположные силы: добро и зло. Несовершенный по своей природе человек подвержен сомнениям и коварству, обречён на вечный поиск истины, смысла жизни, идеала своего совершенства.
И в то же время главной проблемой произведения остаётся борьба добра и зла среди людей и внутри каждого, поиск истинного смысла существования человека.
Построение романа обусловлено логикой художественного видения мира писателем: мир един, в нём всё взаимосвязано – добро и зло , человек и природа, прошлое, настоящее и будущее. Поэтому в нём переплетаются две сюжетные линии: жизнь Авдия Каллистратова и судьба волчьего семейства.
По сути своей — жизнь человеческого общества и природы. С одной стороны — человек подчиняет себе и использует природу, потребляя её через плоды своей деятельности, а с другой стороны — разрушает своими преобразованиями.
Таким образом, мир природы превращается в мир человеческий. Между ними должны быть установлены отношения родства, гармонии, но на самом деле — всё наоборот: дисгармония приводит к трагедии, приводит род человеческий на плаху.
Человек в романе Ч. Айтматова лишь бездумный пользователь природы, уничтожающий её: очерчивается трагедия рода человеческого – уничтожение окружающей среды как уничтожение самого рода человеческого. Картина безжалостного отстрела сайгаков ради выполнения плана по мясозаготовке является предупреждением для людей: уничтожая природу , человек лишает себя будущего; зло , содеянное миру природы, как бумеранг возвращается к нему самому.
Автор создаёт в своём произведении два мира противоположных по своей сути: мир природы, представителями которого являются волки, и мир людей. В фольклоре волки традиционно являются символом кровожадности и жестокости. А в романе, наоборот, автор обнаруживает в их поведении такие человеческие качества, как преданность, заботливость, нежность, привязанность одного существа к другому, потому что все эти качества обусловлены законами природы, изначально гармоничной субстанции.
Эти два мира находятся в гармоничном единении, которое нарушается только по вине человека. До тех пор, пока естественные связи волчицы Акбары и мира природы не нарушены, она избегает прямого столкновения с человеком. Лишь загнанная в тупик бессмысленной жестокостью Базарбая, охваченная жаждой мести, она вступает в схватку со всем родом человеческим, не разбирая, кто прав, кто виноват. Исход этого противостояния предрешён: гибель самой Акбары и человека, похищенного ею сына Бостона. Айтматов предупреждает: пока в мире будет властвовать зло, мир человеческий и мир природы никогда не придут к гармоничному единению.
Спасителем Айтматов видит человека, постоянно находящегося в поисках истинного своего предназначения. Таким человеком в произведении является Авдий Каллистратов. Кто он? Смешной Дон Кихот, плохой психолог, наивный и скучный проповедник или воплощение поиска истины, доброты, честности, истинной любви и сострадания?
Автор недаром вводит в свой роман наряду с реальными действующими лицами образы Христа и Понтия Пилата. Ведь появляется ассоциация, что в современном мире таким же спасителем человечества как Христос являются люди, подобные Авдию.
Для них смысл существования человека на земле заключается в самосовершенствовании, следовании высоким гуманистическим идеалам добра, ради которых можно пойти на смерть.
По мнению Каллистратова человек как высшее существо на земле должен сам осознавать свои пороки, а не ждать наказания от Бога, указания того, что ему следует предпринять для собственного усовершенствования и улучшения жизни вообще: «Ведь благодаря силе разума человек властвует над собой, как Бог. Ведь что такое искреннее осознание порока? По-моему, это осуждение зла в себе на уровне Бога. Человек сам определяет себе новый взгляд на собственную сущность» .
В то же время и автор, и его герой осознают противоречивость и несовершенность человеческой натуры, поэтому жизнь главного героя-человека в романе заканчивается так трагически. Писатель как бы спрашивает: неужели человек не может обойтись без войн, без крови, без погони за наживой и властью.
Неужели же прав Понтий Пилат, утверждающий, что «человека не научат ни проповеди в храмах, ни голоса с неба»?
Неужели человечество не найдёт в себе силы остановиться на краю пропасти, в которой его погибель?
Неужели же оно не сможет совладать со своими пороками, ведущими его на плаху самоуничтожения?
Неужто прав Авдий, именующий Землю «каруселью кровавых драм», которой суждено кружить до скончания века?
Самое страшное, что Авдий одинок. Свет жестокости не принимает проповеди Каллистратова. Человечество не способно ещё осознать истинной своей сущности и необходимости доброты в своей жизни. Гибнут спасители рода человеческого от рук самих людей, но остаётся надежда, что придёт просветление. Человек остановится, оглянется вокруг и поймёт, что его путь – это путь на плаху. Тогда, восторжествует добро, человек поймёт, в чём истинность его предназначения, ведь «превыше всего истина, а истина одна. Двух истин не бывает».
Не просто отдельные люди с их чувствами и думами, а Человек вообще становится в центре внимания писателя. Он стремится постигать законы бытия, смысл жизни.
Так, нет конкретных примет времени, индивидуальности характеров в философской повести «Пегий пес, бегущий краем моря». Смысл ее в думах старика Органа: «… перед лицом бесконечности простора человек в лодке ничто. Но человек мыслит и тем восходит к величию Моря и Неба, и тем утверждает себя перед вечными стихиями, и тем он соизмерен глубине и высоте миров».
Всем своим содержанием эта повесть является подходом к роману «Буранный полустанок» (другое название «И дольше века длится день…»). Главное в романе — это принципиально новое осмысление времени и пространства, это весь мир наш с раздирающими его противоречиями, мир на грани катастрофы. Произведение глубоко философично и художественно.
Сюжет романа прост: мышкующая голодная лисица выходит к линии железной дороги, пожилая женщина спешит сообщить, что "умер одинокий старик Казангап", путевой обходчик Едигей решает похоронить друга на древнем родовом кладбище. И печальная процессия, возглавляемая Едигеем на Каранаре, мерно движется в глубь степей к кладбищу Aнa-Бейит.
Но там уже их ждет ошеломляющая новость: святая святых казахов "подлежит ликвидации", на месте кладбища будет находиться стартовая площадка для запуска ракет по программе "Обруч". Чья-то неумолимая воля в лице лейтенанта Тансыкбаева отлучает людей от их святыни. "Униженный и расстроенный" Едигей, преодолев сопротивление сына Казангапа Сабиджана, хоронит друга неподалеку, на обрыве Малакумдычап. И в конце этой истории, как и в ее начале, появляется символ Природы: коршун, паря высоко, наблюдает старинное дело захоронения и предстартовую суету на космодроме.
День сегодняшний в романе вобрал в себя глубинную тяжесть памяти веков, поскольку "разум человека — это сгусток вечности, вобравший в себя тысячелетия истории и эволюции, наше прошлое, настоящее и конструкцию грядущего … Мы есть то, что мы помним и ждем". Поэтому по-особенному звучит название романа — строка из стихотворения Б. Пастернака "Единственные дни". Роман обнажает все конфликты современности, особенно межцивилизационные, которые требуют от нас немедленных решений. В таком названии заключена важная для писателя идея, мысль, который "просвечивает" сквозь ткань всего романа. И дольше века длится день похорон Казангапа, день напряженных размышлений Едигея о сложных вопросах времени, истории.
И главный труд «людей трудолюбивой души» — это Память, Совесть, Мысль. «А мыслить всегда тяжко». И потому силы, враждебные жизни и человеку, норовят прежде всего голову его оболванить Манкурту, чтобы отшибить память, накладывают обруч на череп. Технократы, чтобы оглупить человечество, натягивают «обруч» на Землю уже не из материала наивного куска кожи, вырезанного из верблюжьей шеи, — но из электроники и космонавтики!
И вот художественное чудо: в воспоминаниях и размышлениях Едигея открывается нам идеальное поведение и житие человека. Мы читаем не о былом и не о том, как живут, а о том, как жить. Жить в гармонии с природой и с самим собой, личностно и счастливо, на чистых началах. Основой жизни героев романа на Буранном полустанке стали Память и Совесть. Эти люди не рвут от жизни куски и не ищут, где лучше. В суровой природе Сары-Озеков они уловили живую душу самой Природы и умеют радоваться малому — поэзии ливня, например. "Абуталип и дети купались в потоках ливня, плясали, шумели … То был праздник для них, отдушина с неба". Жизнь семей Едигея, Казангапа и Абуталипа Куттыбаева протекает со своими страстями, надеждами и трудностями. А в трудностях закаляется характер, очищаются душа и ум. И ценности в их мире истинные: любовь семейная, честный труд, незлобивая жизнь.
Автор, заканчивая роман, который называют романом-предупреждением, рисует страшную картину апокалипсиса: "Небо обваливалось на голову, разверзаясь в клубах кипящего пламени и дыма … каждый новый взрыв накрывал их с головой пожаром всеохватного света и сокрушающего грохота вокруг … Человек, верблюд, собака — эти простейшие существа, обезумев, бежали прочь. Объятые ужасом, они бежали вместе, страшась расстаться друг с другом, они бежали по степи, безжалостно высветляемые гигантскими огненными всполохами … " Это на Землю, кажущуюся из космоса "хрупкой, как голова младенца", натягивают "холодной рукой" обруч ракеты-роботы.
Замкнулась связь времен: новые варвары возносят над миром силы зла далекого прошлого. Эти люди без памяти, лишенные сами опыта своего народа, а следовательно, и исторической перспективы, лишают человечество будущего. Местом встречи времен стало древнее родовое кладбище Aнa-Бейит, «возникшее на месте гибели матери, убитой рукой сына-манкурта, изуродованного средневековыми жуаньжуанями. Новые варвары построили на родовом кладбище космодром, на котором в толще земной, в прахе предков до поры до времени таились ракеты-роботы, замкнувшие, казалось бы, разорванную связь времен по сигналу из будущего, вознеслись над миром силы зла далекого прошлого, невероятно жестокого с точки зрения настоящего.
Художественные и философские поиски писателя направлены на выработку нового, планетарного мышления, связанного с утверждением мира без войны, нового, планетарного гуманизма. Автор призывает к диалогу всех, кому не безразлична судьба Планеты Земля.
Получится ли диалог: писатель не дает однозначного ответа. Гуманизм может победить только в том случае, если люди не потеряют историческую память, не уподобятся манкуртам. Чингиз Айтматов пишет: «Человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить свое место в мире, человек, лишенный исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днем»
Каждый ответствен за время, в котором живет. Вот одна из главных позиций романа. И хочется верить, что добрая воля политиков и народов позволит избежать светопреставления, выпавшего на долю Едигея, о котором и повествует роман Ч. Т. Айтматова "И дольше века длится день".
В заключении, хочется немного остановиться на вопросе: почему мы здесь?
Мы приехали из Кукморского района Республики Татарстан, где жили предки матери Чингиза Айтматова- Нагимы Айтматовой. Наверное, мы здесь, потому, зов предков не дает нам спокойно смотреть на то, что творится в мире, мы все вместе должны чтить память великого писателя Чингиза Айтматова, обязаны продолжить его начинания во благо цивилизации, во благо развития и продолжения рода Человеческого! Всеми возможными способами. Сегодня педагоги, управленцы в системе образования в этом плане могут очень многое! Мы отвечаем за души наших детей!
Изучая произведения Ч.Айтматова в рамках школьной программы мы воспитываем в детях любовь к родной земле, к своему народу и нации, к родному языку, культуре и традициям своего народа, учим быть ответственными за свои поступки и деяния, уважать культуру, язык и традиции других народов, учим быть высоконравственными людьми, любящими свою Родину.
Ежегодно организуя Всероссийские Айтматовские научные Чтения на базе Кукморской Гимназии имени Ч.Т. Айтматова Республики Татарстан, собирая из многих уголков Росси педагогов и научных деятелей для обсуждения и принятия решений по насущным проблемам развития образования и воспитания подрастающего поколения, поднимая методологические, педагогические и технологические вопросы изучения и преподавания творчества Ч. Айтматова в образовательных учреждениях, мы не только отдаем дань Великому Творчеству Великого Писателя и Мыслителя, но и учимся жить дальше в мире и согласии, учимся межцивилизационному диалогу.
Ч. Айтматов передал нам свой колоссальный багаж знаний, ценностей, традиций, нравов. Писатель старался посредством своих произведений показать нам все нравственные человеческие качества, традиции. Айтматова читают в наше время, он востребован молодым поколением, и это радует. Не только мы, но и наши дети, и их потомки будут расти и воспитываться на его произведениях, ибо они вечны …
ГСВ "Россия - Исламский мир"